Профессиональная компетентность учителя иностранных языков как основной фактор развития ключевых компетенций учащихся Презентацию подготовила учитель иностранных языков МОУ Кинельская СОШ Едутова Вера Павловна.
В педагогической литературе часто используются и уже «устоялись» такие термины как умение, навык, компетенция и компетентность. Умение-это обладание, а также способность выполнять какую –то работу. Навык – это специальное умение или квалификация, полученные в результате работы или тренинга. Компетенция – это единство умений, навыков и знаний, которое, может быть и не используется в данный момент(т.е. компетентность в каком-то вопросе).
В словаре Ожегова слово «компетенция» означает круг вопросов, в которых кто-то хорошо осведомлён, круг чьих- то полномочий. В этом же словаре слово «компетентный» - знающий, осведомлённый, авторитетный, обладающий компетенцией. А слово «компетентность»(существительное, образованное от слова компетентный) означает владение в единстве знаниями, умениями и навыками.
Широкое применение компетенций в настоящее время вполне оправданно, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в Стратегии модернизации содержания общего образования читаем: «основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, и навыков сама по себе. Речь идёт о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой информационной, языковой и других сферах»
Но чтобы у ребят эти компетенции развивать, Компетенциями учитель обязан обладать. Всё, что на хорошем уроке применяется, Профессиональной компетентностью педагога называется.
Модель профессионально- компетентного педагога
Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи : Ю.К.Бабанский, Б. Г. Ананьев, Т. И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности: * управленческий аспект : как учитель анализирует, планирует, организует, контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися; * психологический аспект: как влияет личность учителя на учащихся, как педагог учитывает индивидуальные способности учащихся; * педагогический аспект : с помощью каких форм и методов учитель ведёт обучение школьников.
Основные показатели профессиональной компетентности учителя иностранного языка включают в себя необходимость умения развивать у учащихся коммуникативное и межличностное общение, компонентами которого являются лингвистическая, тематическая, социокультурная, компенсаторная, учебно- познавательная, информационная компетенции … Обобщая определения профессиональной компетентности, названные учёными, можно сделать вывод о том,что профессиональная компетентность учителя-это совокупность умений структурировать научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных задач
Урок – это звено в получении знания: Урок – игра, путешествие, телемост, соревнования. Нужно учесть всё, что повышает интерес. Тогда придёт успех и ученический прогресс.
Схема самоанализа урока
I.Каково место данного урока в теме, разделе, курсе. 2.Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса. 3.Какие задачи были главными, стержневыми и как при этом учитывались особенности класса. 4. Рациональность выбранной структуры урока. Рациональность распределения времени. 5.На каком содержании (понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке. б.Какое сочетание форм и методов обучения выбрано для раскрытия главного материала. 7.Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся.
8.Как использовался на уроке учебный кабинет и его возможности. 9.За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока. 10.Как на уроке поддерживалась психологическая атмосфера. 11.Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки. 12.Какие были продуманны запасные ходы для непредвиденных ситуаций. 13.Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи.
Требования к содержанию урока Для успешной работы на уроке компетентный учитель иностранного языка должен придерживаться требований к содержанию и методике проведения урока.
1 Научность. 2.Воспитывающий и развивающий характер каждого урока. 3.Осуществление связи с жизнью, теории с практикой. 4.Сочетание коллективных форм работы учащихся с групповыми и индивидуальными. 5.Организация активной познавательной деятельности учащихся. 6.Сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению новых знаний и умений применять их на практике. 7.Оперативный контроль со стороны учителя за деятельностью класса в целом и отдельных учащихся.
Требования к методике проведения урока
1.Применяемые на уроке методы и приёмы обучения должны способствовать тому, чтобы урок был эмоциональным, вызывал интерес к учению, воспитывал потребность в знаниях. 2.Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными. 3.Необходимы полный контакт по взаимодействию учителя и учащихся на уроке, педагогический такт. 4.Необходимо создание атмосферы доброжелательности и активного творческого труда. 5.Чередовать по возможности виды деятельности детей, сочетать разнообразные методы и приёмы обучения. б.Большую часть урока учащиеся должны активно работать над овладением знаниями и умениями. 7.Всем учебным процессом на уроке управляет учитель.
Внеклассная работа по предмету обязательна. К ней нужно отнестись обдуманно, внимательно. Приветствуется здесь фантазия, свобода и желание Дополнить и углубить полученные знания.
Декада английского языка
I. Декада английского языка: 1.Конкурсы и викторины; 2.Игры; 3.Открытые уроки; 4.Выступление по методической проблеме; 5.Оформление тематического уголка; 6.Открытые мероприятия. II. Кукольный театр на английском языке. III.Переписка с английскими друзьями. IV.Организация и проведение тематических мероприятий, посвящённых английским праздникам. V. Выпуск школьной газеты на английском языке и т.д.
Оценка профессиональной компетенции учителя
В настоящее время существует достаточно много классификаций по оценке профессиональной компетенции учителя иностранного языка. Методист 3. М.Цветкова предлагает такую модель: 1.Учитель начинает видеть, что его не понимают; 2.Учитель видит, что именно не понимают; 3.Учитель осознаёт, почему его не понимают; 4.Учитель видит,что нужно сделать, и делает так, чтобы его поняли; 5.Учитель способен добиться понимания за минимальное время; 6.Добиваясь понимания за минимальное время, учитель одновременно развивает творческие возможности учащихся.
Развитие коммуникативной компетенции..
Таким образом, компетентность учителя- это синтез профессионализма, (специальная, методическая,психолого-педагогическая подготовка) творчества,(творчество отношений, самого процесса обучения,оптимальное использование средств,приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно. Огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение иностранному языку.
Спасибо за внимание