Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ 23 с. Новозаведенного Алексеевой Анны Евгеньевны «ТАЛАНТ – 2011» «Творческое изложение на основе прогнозирования текста как средство развития речи учащихся начальных классов»
Творческое изложение предполагает более высокий уровень сформированности коммуникативно – речевых умений у младших школьников.
Тивикова Светлана Константиновна Учёная степень: кандидат педагогических наук; Учёное звание: доцент; Научное направление: педагогические науки; Регион: Нижегородская область.
Изложение представляет собой два процесса: восприятие и воспроизведение речевого высказывания. Изложение способствует речевому развитию учащихся, если текст будет запоминаться и воспроизводиться не механически, а осознанно, с опорой на определённую модель текста.
Виды работ : Работа над заголовком ; Составление плана ; Использование содержательного и языкового прогнозирования текста и составление на его основе таблицы, отражающей результат « перевода ».
Задача первой группы вопросов – направить догадки учеников в необходимое заголовком русло, повысить интерес к речевому высказыванию ; Задача второй группы вопросов – пошаговое прогнозирование текста на основе постепенного знакомства учащихся с его фрагментами ; Третья группа вопросов репродуктивного характера предполагает работу над всем прочитанным текстом.
1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. 2. РАБОТА НАД ЗАГОЛОВКОМ ТЕКСТА. 3. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ИЗЛОЖЕНИЯ УЧИТЕЛЕМ ПО ФРАГМЕНТАМ. 4. РАБОТА НАД ОСНОВНЫМИ МИКРОТЕМАМИ ТЕКСТА – ОБРАЗЦА. 5. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. 6. ВТОРИЧНОЕ ЦЕЛОСТНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧИТЕЛЕМ. 7. НАПИСАНИЕ ТЕКСТА ИЗЛОЖЕНИЯ. 8. САМОПРОВЕРКА УЧАЩИМИСЯ НАПИСАННОГО. Этапы методики проведения изложений на основе прогнозирования текста:
Благодарю за внимание!