Рабочая образовательная программа учителя – как инструмент управления качеством образования Дугарова Ц.Д. АО ИПК
Рабочая образовательная программа «Образовательная программа рассматривается как нормативный документ, описывающий условия организации образовательного процесса, содержание и образовательные возможности, одновременно являясь проектом деятельности, динамично реализующейся её участниками: учителем и учеником» - Кимова С.З. Педагогическое проектирование предметных образовательных программ в современной школе.
Рабочая образовательная программа «Рабочая образовательная программа - способ организации деятельности по развертыванию учебного материала и учебных действий учащихся» (Кимова С.З.)
Типология учебных программ ТОП – типовые образовательные программы составляются учеными, методистами, авторами учебников. Включают целевые установки, содержание, требования к подготовке учащихся, указываются средства обучения, могут быть приведены примеры тестовых и контрольных работ. РОП – рабочие образовательные программы составляются самими учителями для осуществления реального обучения в конкретных условиях, составляется по каждому курсу и классу. Основа – ФГОС, НРК, дидактическая система, особенности класса
Индивидуальные образовательные программы ИОП – индивидуальные образовательные программы конкретизируют ученический компонент БУП и составляются по отношению к обучению отдельных учеников. Для каждого ученика указываются его цели обучения, предметы и темы по выбору, мастерски е, факультативы,, график участия в конференциях, олимпиадах, планируемые образовательные результаты, формы проверки, и оценки достижений и т.д.
Алгоритм создания рабочей программы 1.Выбрать примерную государственную программу, по которой собираетесь работать. 2.Сопоставить и дополнить содержание программы с ФГОС по предмету. 3.При разработке профильной программы ориентироваться на содержание профильного уровня. 4.Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального стандарта и школьного компонента. 5.Провести структурирование содержания учебного содержания курса. 6.Требования к уровню подготовки учащихся взять из государственного стандарта, распределить их по классам. 7.Рабочие программы согласовать с УМК. 8.Выбрать или разработать измерители на 3 уровнях 9.Тематическое планирование как средство адаптации содержания к особенностям ОУ, класса.
Компоненты рабочей образовательной программы Предметный : содержание программы, его объем и требования к уровню усвоения; Процессуальный: предметные технологии, формы, методы, средства обучения. Технологический компонент: обоснование соответствия целей, содержания, форм и методов обучения возможностям и потребностям учащихся. Диагностический
Важно! Цели, содержание и другие элементы программы должны соответствовать друг другу. Целостность и логичность составленной учебной программы условие эффективности ее реализации. Главная ошибка: планируем одно, происходит другое, а проверяем третье.
Структура программы 1.Титульный лист. 2.Пояснительная записка. 3.Содержание программы. Собственное содержание Тематический план Требования к уровню подготовки учащихся 4. Критерий оценки знаний учащихся и соответствующая им система контроля 5. Список основной и дополнительной литературы.
Примерное содержание пояснительной записки 1. Рабочая программа (название предмета, класс) разработана на основе Примерной программы МО РФ по (название предмета, год, Ф.И.О.автора) учебника с учетом требований Регионального образовательного стандарта ЗК. 2.Обоснование необходимости введения курса, ссылка на стандарт 3. Цели и задачи программы.
Цели программы Формулируются в соответствии с требованиями стандартов и в соответствии с определенной позиции автора. Формулируются научным языком. Фиксируют общие интеллектуальные умения, которые будут приобретены в результате освоения программы. Должны быть конкретными.
Задачи программы Задачи могут быть сформулированы на четырех уровнях. Уровни усвоения удобно определять глаголами – иметь представление, знать, уметь, иметь опыт (владеть). Задачи первого уровня можно представить в виде: «иметь представление о чем-то». Можно использовать синонимы глагола: быть знакомым, узнавать, видеть взаимосвязь, ориентироваться ит.д. Задачи второго уровня – «знать»+»что?» Задачи третьего уровня – можно сформулировать в виде «деятельность, задаваемая глаголом + предмет, на который направлена эта деятельность». Задачи четвертого уровня – по форме могут быть представлены как задачи третьего уровня, но при этом подчеркивается более высокий уровень владения практическими навыками. Задачи программы должны быть диагностируемы.
Самое главное – сопоставить цели и задачи программы с системой контролируемых заданий. «Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению…» «Обеспечить закрепление понятий, правил, принципов…» «обеспечить применение учащимися знаний и способов действий и…»
Уровни усвоения общеучебных умений 1 – понять - запомнить – применить 2 - – понять - запомнить – применить – оценить степень владения умением – осуществить перенос в иную отрасль знаний
Календарно-тематический план Обычно оформляется в виде таблицы, в которой представлены разделы программы, темы занятий, с указанием количества часов, с указанием формы проведения занятия, о формы контроля.
Контрольно-измерительные материалы В рабочей программе необходимо привести образец материалов для контроля, представить график контрольных мероприятий, т.е. дата проведения контрольных, зачетов, практикумов и т.д. с точностью до недели. График может быть объединен с календарно- тематическим планированием. Также в этом разделе можно представить задания для самостоятельной работы, темы для рефератов, проектные задания и т.д.
Критерии оценки качества Смысловая глубина, уровень проработки программы. Диагностируемость целей и задач. Наличие инструментария для контроля и оценки уровня достижения целей. Соответствие образовательным стандартам и нормативам – соответствие образовательному минимуму, учебному плану школы, профилю классов, Наличие дидактической основы. Продуктивная и личностная ориентация программы. Целостность программы. Полнота, логичность, взаимосвязанность отдельных компонентов. Практическая ориентация и гибкость программы.
Примерные программы по учебным предметам включают: 1)пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.