Гимназический проект развивающего обучения: практика развития апрель, 2010
Школа возраста Основной вопрос школы возраста: как сделать освоение культуры (образование) источником самочувствия (чувства взрослости)?
Идеи школы возраста Идеи школы возраста Не возраст для школы, а школа для возраста (не ученик для школы, а школа для ученика). Так преподавать учебные предметы, чтобы добиваться наиболее полного решения возрастных задач и задач развития учащихся, чтобы появившиеся в результате обучения универсальные умения, социальная активность, образовательный интерес и притязания стали условиями жизненного успеха учащихся. Результат обучения (развития) должен отображаться не только в новых способностях, но и в новых возможностях (могу участвовать в новых видах деятельности, имею право участвовать в них и имею возможность). И тем самым, - в новых социальных отношениях
Нерешенные задачи Достижения учеников в развитии не определяют изменения в способах сотрудничества и в предмете (в учебном содержании) сотрудничества. Достижения в развитии не представлены ученикам, как открывающие новые возможности для участия в новых (более взрослых) видах деятельности и новых (более взрослых) социальных общностях.
Предметная динамика Ключевой вопрос: «Как должен меняться предмет сотрудничества (учебный предмет) и учебные отношения в связи с развитием компетентностей и универсальных способностей, чтобы выводить их на следующий уровень развития ?»
Что такое предметная динамика? Последовательность шагов в развитии компетентностей и универсальных способностей посредством учебного предмета, изменение предмета учебного сотрудничества в соответствии с достижениями в развитии
Предметная динамика Нет ясного представления о последовательности задач развития, которые необходимо решать в каждом из возрастов. Такого представления, которое было бы основанием для управления учебным процессом, для принятия решения об изменении предмета учения (предмета совместной деятельности ребенка и взрослого).
Ситуация «Школа Возраста» в настоящее время является не оформленной образовательной технологией, а лишь набором идей, целевых ориентиров и принципов построения образовательного процесса.
Исследования Возрастной динамики отношений «взрослый-ребенок» Возрастной динамики структуры мотивов, интересов, притязаний Факторов индивидуального прогресса Вкладов учебных областей в возрастную динамику
Проекты Современная система контрольно- оценочных процедурСовременная система контрольно- оценочных процедур Предметная динамикаПредметная динамика Вертикаль классов Развивающего ОбученияВертикаль классов Развивающего Обучения
Современная система контрольно- оценочных процедур в гимназии Современная система контрольно- оценочных процедур в гимназии Цели проекта: создание эффективной системы оценки образовательных результатов, позволяющей отслеживать академические, компетентностные и возрастные достижения учащихся в динамике; оснащение учителя новым инструментарием для оценки результатов, позволяющим эффективно управлять собственной деятельностью, удерживая в фокусе внимания динамику развития каждого ребенка.
Предметная динамика Цели проекта: Разработка учебных материалов, обеспечивающих индивидуальный прогресс учащихся в освоении способов действия в предметах. Создание программ для интенсивных форм обучения (тренингов, учебных модулей, учебных интенсивов) на основе этих материалов.
Зачем нужен отдельный проект «Кумулятивный» эффект и спрос на РО Педагоги думают о возрастных основаниях, работают с замыслом, а не оправдывают сделанное теорией Совместное действие педагогов и учеников Создаются модельные образцы для внедрения
Проект «Вертикаль РО»
Образ желаемых результатов: Разработан оригинальный учебный план программы РО с 1 по 11 класс, представляющий систему образовательных услуг в идеологии развивающего обучения. Определены «уровни» квалификации учителя РО Создана команда педагогов РО
Основные направления работы проекта в 2009 – 2010 учебном году: Запуск программы РО в трех первых классах: Мониторинг учебной самостоятельности (учитель- наблюдатель) Заполнение индивидуальной карты ребенка Посещение занятий тренировочного, исследовательского типа (по русскому языку и математике) Мастерская по учебной самостоятельности для учителей 4 классов и всех желающих
Основные направления работы проекта в 2009 – 2010 учебном году: Диагностика учебной самостоятельности у младших подростков (Островерх О.С.) провести диагностическую процедуру «Свободная подготовка», «Подготовка к контрольной работе» в трех пятых классах, разработать методические материалы для проведения трех диагностических процедур «Подготовка к контрольной работе», «Свободная подготовка» в двух шестых классах описать, какой уровень сформированности индивидуального учебного действия можно считать возрастной нормой к концу пятого класса (что можно ожидать в развитии учебной самостоятельности у учащихся в конце пятого класса?). описать возможный шаг (дельту) в развитии индивидуального учебного действия у учащихся пятых классов.
Основные направления работы проекта в 2009 – 2010 учебном году: Педагогическая мастерская «Развитие учебной самостоятельности у младших подростков»: Освоение педагогами технологии поляризации образовательного пространства Наблюдение за феноменами проявления учебной самостоятельности и инициативности при проведении занятий тренировочного типа. Создание педагогами пакета дидактических материалов по формированию учебной самостоятельности у шестиклассников (сценарии уроков и занятий, оснащение учебной среды дидактическими материалами – карточки для подготовки, карточки-«помощники» и карточки для проверки).
Основные направления работы проекта в 2009 – 2010 учебном году: Клуб развивающего обучения (РО), ( рук. Ческидова Е.Б.) Разработка и проведение образовательных занятий в клубе, создание банка заданий Разработка положения об олимпиаде РО для старшеклассников (9-11 классы) Подготовка и проведение интенсивов для подготовки команд гимназии к олимпиадам различного уровня
Основные направления работы проекта в 2009 – 2010 учебном году: Физика РО: апробация материалов пропедевтики физики РО в трех 6-ых классах, реализация программы физики РО в 7Г классе Повышение квалификации педагогов
Основные направления работы проекта в 2009 – 2010 учебном году: «Чему и как учить подростка»: Разработать погружение в рамках учебного плана подростковой школы (выездная школа 7Г класс) Разработать и провести погружения и выездные школы (для 5, 6, 7 классов - желающие)
Основные направления работы проекта в 2009 – 2010 учебном году: Программа РО в старшей школе: Разработка «модулей» по математике и русскому языку, психологии для программы РО в старшей школе Разработка и проведение метапредметных погружений (аргументация) Разработка УП старшей школы