Развитие социальной одаренности детей и молодежи в условиях деятельности муниципальной программы Центра гражданского образования «Школа социального успеха». Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «СОШ 86» ЗАТО Северск, методист МАУ «РЦО», руководитель ЦГО Юлия Владимировна Ряписова
Социальная одаренность… …это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. …выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях Структурные элементы социальной одаренности : - социальная перцепция, - просоцнальное поведение, - нравственные суждения, - организаторские умения и т.д.
Характерные черты, присущие людям, одаренным в социальном отношении: - их принимает подавляющее большинство людей, которых они знают, это одинаково относится как к сверстникам, так и к более старшим людям; - они обычно заняты в различных общественных мероприятиях и вносят в них положительный вклад; - их воспринимают как арбитров или как «определителей политики» в группе; - они относятся к сверстникам и к старшим как к равным, сопротивляясь неискренним, искусственным или покровительственным отношениям; - их поведение носит открытый характер они не стараются показывать лишь «фасад»; - они не боятся выражать свои чувства, но делают это к месту; - они поддерживают длительные взаимоотношения с людьми и не меняют резко свои дружеские симпатии; - они стимулируют продуктивное поведение других; - они энергичны и как бы воплощают необычную способность справляться с любыми социальными ситуациями.
Центр гражданского образования (далее ЦГО) является формой совместной деятельности участников образовательного процесса и местного сообщества, направленной на создание условий для усвоения правовых, политических, экономических знаний, формирования умений и навыков, приобретения позитивного социального опыта, а также развития гражданских, правовых и социальных компетентностей у педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей), местных жителей, а также их взаимодействие на муниципальном и региональном уровнях.
Цели Центра: создание необходимых условий для формирования основ демократической и коммуникативной культуры, ориентирующей молодых людей на активную жизненную позицию, самостоятельность в принятии решений, чувство ответственности за свой личный и профессиональный выбор
Задачи Центра: развить коммуникативные и лидерские качества обучающихся Центра; создать условия для формирования основ гражданских и социальных компетенций обучающихся Центра; подготовить организаторов ученического самоуправления; подготовить обучающихся Центра к адаптации на рынке труда; создать условия для формирования основ технологичных компетенций у обучающихся Центра; подготовить обучающихся Центра к освоению основных демократических процедур гражданского общества.
Содержательные направления развития Центра: - новые формы работы с одаренными детьми, с молодежью, - допрофессиональная подготовка учащихся, - привлечение широкого круга общественности к участию в образовании современной молодежи, - обучение общественности.
Контингент слушателей Обучающиеся школ 8-10 классов Потенциальные лидеры ДОО и ученического самоуправления По специальным программам (в режиме модульной накопительной системы) Режим занятий: с ноября по апрель учебного года, каждый вторник с до 18.00
Программы, используемые при работе в Центре: - «Лидер» - «Новая цивилизация» - «Улей», «Имею право» - «К демократическим ценностям – через гражданское образование» (международное партнёрство – «Civitus – Russia». Программы Центра: школа «Лидер», «Психология лидера», «Журналист», «Юный юрист», «Молодой политик», «Школа юного Президента», «Я и моя профессия», «Социальная инициатива», «Флагман», «Самопрезентация».
Компоненты, формирующие образовательную среду Центра:
Модель социальной одаренности состоит из: 1.социальный интеллект 2. креативность 3.социальная мотивация 4. коммуникативно-организаторские способности 5. эмоционально-волевые черты КСК – социально-коммуникативная компетентность
Как оценить деятельность Центра? Количественные: 1. За семь лет деятельности Центра его слушателями стали более 600 учащихся ОУ ЗАТО Северск. 2. Консультантами Центра (учащиеся, которые прошли обучение в Центре и сами стали организаторами занятий) стали 15 учащихся из 8 школ города, статус общественного эксперта в сфере гражданского образования получили 6 учащихся, стали руководителями органов ученического самоуправления в школе – 16 человек, вошли в детско- юношеский Парламент - 8 человек. 3. ЦГО стал организатором 8 городских образовательных компетентностных событий и соорганизатором 20 городских и областных практико-ориентированных мероприятий.
Как оценить деятельность Центра? Качественные: 1. ЦГО 3 года занимает 2 место в рейтинге эффективности деятельности региональной сети ЦГО Томской области. 2. Составлены комплексные программы по подготовке лидеров ученического самоуправления и детских общественных организаций, учащихся - школьных управляющих: «Ступени успеха», «Мой профессиональный рост», «Флагман», «Обучение школьных управляющих». В 2008 году было создано методическое пособие, иллюстрирующее организацию занятий в Центре, в 2010 году преподавателями Центра было составлено методическое пособие по диагностике результатов деятельности Центра, в 2012г. 3. Программа Центра вошла в региональный сборник программ внеурочной деятельности, рекомендованных к внедрению в старшей школе, как соответствующая требования ФГОС нового поколения. 4. Стали участниками и победителями конкурсов лидеров ученического самоуправления и ДОО – 13 человек обучающихся стали общественными экспертами в области гражданского образования.
Спасибо за внимание! Приглашаем к сотрудничеству!