Зюзькова Татьяна Викторовна Литературное наследие Сибири 2, 3 кл..
Цели курса: Воспитание любви к родному краю Воспитание уважительного отношения к обычаям, языку и культуре народов Сибири Знакомство с фольклором и современной литературой народов своего края
Основные компетентности Воспитание любви к «малой родине» Сибирский характер, ментальность сибиряков Личностное сопричастие к родной природе, культуре своих предков Понимание преемственности человеческого существования
Актуальность Введение в курс начальной школы нового учебного предмета «Литературное наследие Сибири» отвечает современным требованиям к образованию по формированию качественно новой личности ученика массовой школы и логично включается в работу образовательных учреждений по внедрению в жизнь идей и решений Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития, принятой марта 2005 года в Вильнюсе. Новый учебный курс предназначен для изучения учащимися начальных классов Томской области и приближает деятельность школы к жизни в ближайшем окружении. Дети проживают на территории Сибири, поэтому все, что с нею связано им близко и понятно.
Знания, умения, навыки. Формирование навыков осознанного чтения исторических и художественных текстов; Умение видеть в изучаемых текстах художественную и эстетическую ценность; Формирование навыков оценки художественного произведения ( тема, характеристика героев, сюжет, умение определять авторское и собственное отношение к героям и событиям).
Структура курса Формирование историко-временных представлений Литературное направление Краеведческое направление
Историко-этнографический компонент Историко-географический компонент Историко-литературный компонент
Методическое обеспечение преподавания Хрестоматия для учащихся 2 класса Рабочая тетрадь для учащихся 2 класс Хрестоматия для учащихся 3 класса Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса
Построение урока на каждом уроке работа строится в 3 этапа: I этап – работа до чтения статьи (отгадывание загадок, ребусов; вопросы для повторения ранее изученного; работа с историческими картами) II этап – работа во время чтения статьи (вопросы по ходу чтения; работа над выразительностью чтения; чтение по ролям, драматизация; выявление жанровых особенностей) III этап – работа после чтения статьи (беседа по содержанию прочитанного; творческие работы; кроссворды)
Литература Н.И.Ворожейкина, В.М.Соловьев, М.Т.Студеникин «Рассказы по родной истории». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М., «просвещение» – 255с.. Дети зверя Мааны. Сказки народов Сибири о животных. Составитель Э.Падерина. – Новосибирское книжное издательство с., ил. Жемчужины народной мудрости: пословицы, загадки, поговорки, скороговорки, дразнилки, колядки, потешки, считалки / Сост. Г.Н.Тубельская, Е.Н.Новикова, А.Э.Лебедева; - М., ООО «Издательство АСТ», – 560с. С.Заплавный. Рассказы о Томске. – Новосибирск. – Западно- Сибирское книжное издательство. – – 416с., ил. Сказки народов Сибири – Составители: Э.Падерина, А.Плитченко. – Новосибирск; Западно-Сибирское книжное издательство, – 232с., ил. Томские сказания. В обработке И.В.Татаурова. – Томск. Издательство Томского университета. – – 86с.