Вопрос Что такое монополия? Какие виды монополий вы знаете? Как формируется монопольная прибыль?
Вопрос Как определяется оптимальный выпуск продукции, цена и максимальная прибыль фирмы- монополиста? При каких условиях монополия прекращает функционировать? Почему в наши дни государство обычно запрещает образование монополий и ограничение конкуренции?
Вопрос Что такое ценовая дискриминация? Какие типы ценовой дискриминации вы знаете?
Монополии в России
Упражнение 1. «Монополии в России» Вам представлены крупнейшие естественные монополии России: ФГУП «Почта России», ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги». Какие проблемы стоят перед фирмами-монополистами на современном этапе экономического развития?
Олигополия
Олигополия В олигополистических отраслях на рынках господствует несколько очень крупных продавцов. Черная металлургия Цветная металлургия
Олигополия Автомобильная промышленность Авиационный транспорт
Олигополия При олигополии продавцы конкурируют друг с другом, но конкуренция эта носит своеобразный характер.
Олигополия Силы конкурентов примерно равны, поэтому фирмы стремятся избегать ценовой конкуренции, из которой неизвестно кто выйдет победителем, а убытки могут быть очень велики.
Олигополия В этих отраслях производители некоторым неформальным образом (формально это запрещено антимонопольными законами) согласовывают цены на свою продукцию друг с другом.
Олигополия Первый способ – «лидерство в ценах». назначает цену на новый автомобиль и назначают приблизительно такую же цену на автомобили этого класса.
Олигополия Второй способ Р = TC + заранее согласованный % прибыли
Олигополия Олигополии присуща неценовая конкуренция: повышение качества продукции улучшение послепродажного обслуживания реклама
Упражнение 2. «Американский рынок авиаперевозок» В 1995 г. американский рынок авиаперевозок поделен между несколькими авиакомпаниями. Рассчитайте коэффициент концентрации для 4-х и 6-ти компаний. Как изменятся эти показатели, если Delta объединится с United? Что произойдет на американском рынке авиаперевозок?
Упражнение 3. «Коэффициент концентрации» В таблице представлены приблизительные доли отдельных организаций, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Изучите данные таблицы и ответьте на вопросы.
Упражнение 3. «Коэффициент концентрации» Какая из отраслей имеет самый высокий процент концентрации? Почему, по вашему мнению, в этих отраслях доминируют несколько крупных компаний?
Упражнение 3. «Коэффициент концентрации» Назовите отрасли с самым низким коэффициентом концентрации. Почему, по-вашему мнению, в этих отраслях нет доминирования нескольких крупных компаний?
Упражнение 3. «Коэффициент концентрации» Объясните, как вы понимаете следующее утверждение: «Дело не в том, сколько компаний участвует в олигополистическом рынке. Все дело в том, какой процент выпуска продукции в отрасли принадлежит нескольким крупным компаниям».
Упражнение 4. «Промышленные синдикаты в России» В начале ХХ в. в России существовал промышленный синдикат «Продамет». Синдикат – организация, осуществляющая сбыт продукции входящих в нее фирм. «Продамет» выплачивал премии входящим в него предприятиям, снижавшим объем производства. С какой целью?
Упражнение 5. «Олигополистическая конкуренция» Телевизоры в городе продают всего две фирмы. Одна из них повышает цены вдвое. Как в этой ситуации может действовать ее конкурент? Почему?
Упражнение 6. «Типы структур рынка» Заполните таблицу «Типы структур рынка»