Пример презентации к уроку литературы в 6 классе (автор – составитель: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 с.Казгулак Литвинова М.И.) Мотив одиночества.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
6 класс Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.
Advertisements

Мотив одиночества В стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Тучи», «На севере диком…», «Утёс», «Листок»
Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утес»
Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова Автор разработки: Вессели Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ школа 3.
Литературное чтение 4 класс Изучение творчества Михаила Юрьевича Лермонтова «Знакомство с новым литературным приёмом - приёмом контраста - в стихотворении.
Тема урока: «Мотивы одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова. Стихотворение «Парус»»
Методическая разработка (литература, 6 класс) по теме: Презентация к уроку "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс"
Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс».
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс» Подготовила Учитель начальных классов Смирнова Валентина Сергеевна Смирнова Валентина Сергеевна ГБОУ ЦО 644.
С каждого урока я уношу новые знания. эпитет аллегория метафора олицетворе ние лирический герой иносказание Придание предметам неживой природы качеств.
Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»
Юрий Петрович, отец Мария Михайловна, мать Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но.
Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»
Т.В.Филимонова. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ занятость всех учеников сотрудничество совместный поиск сотворчество самостоятельность опережающий поиск Каждый.
Технология обучения анализу поэтического текста Автор - С.Л.Каганович доктор филологических наук, зав.кафедрой теории и методики общего образования Новгородского.
Технология обучения анализу поэтического текста Автор - доктор филологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Новгородского института развития.
Жизнь М.Ю.Лермонтова была короткой, яркой и трагической, может быть, поэтому в его стихах столько боли и обиды. Мать поэта умерла, когда ему не было еще.
Второстепенные члены предложения.
Транксрипт:

Пример презентации к уроку литературы в 6 классе (автор – составитель: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 с.Казгулак Литвинова М.И.) Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова

Поэтическая разминка «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…» «Белеет парус одинокий…» «Тучки небесные, вечные странники…» «Мы долго молча отступали…» «На севере диком стоит одиноко…» «Играют волны – ветер свищет…» «Забил снаряд я в пушку туго И думал: …» «А он, мятежный, просит бури…» «Кто же вас гонит: судьбы ли решение?…»

Вопрос классу: «Ребята, как вы думаете, о чём же сегодня будет идти речь на уроке, отрывки из чьих произведений прозвучали?»

М.Ю.Лермонтов Автопортрет (в мундире Нижегородского драгунского полка). Акварель.1837г.

М.Ю.Лермонтов (в вицмундире лейб – гвардии Гусарского полка). Художник Ф.О.Будкин1834г.

М.Ю.Лермонтов. Художник П.П.Кончаловский.

Проверка ДЗ Что же было задано на сегодня? Кто желает продекламировать?

Словарная работа Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь. Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении.

Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова: мотив действия и подвига; мотив странничества; мотив изгнанничества; мотив сна; мотив памяти и забвения; мотив одиночества…

Тема урока: «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова».

Эпиграф Никто не дорожит мной на земле; И сам себе я в тягость, как другим. Тоска блуждает на моём челе, Я холоден и горд, и даже злым в толпе кажусь… (М.Ю.Лермонтов)

Стихотворение «Утёс» Ночевала тучка золотая На груди утёса – великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

Терминологический диктант Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Необычный порядок слов в предложении. Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли. Повторение однородных согласных звуков. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов.

«ключ» Композиция. Инверсия. Антитеза. Аллитерация. Эпитет. Олицетворение. Метафора.

Краткий анализ поэтического текста Какова композиция стихотворения? Как называется противопоставление образов, настроений? Для чего автор именно так выстроил композицию? Каков мотив? Какие тропы использует автор для раскрытия мотива?

Энциклопедическая страничка Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар., возвыш.); природная светло – синяя краска, оттенок синего цвета.

О цвете Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину. В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной. У многих народов он символизировал небо и вечность. Как правило, романтики с синим цветом отождествляли свои мечты и тоску по неземному идеалу.

Стихотворение «Листок» См. с. 168 – 169 учебника.

Краткий анализ поэтического текста Какова композиция произведения (каково его построение)? Какие тропы используются М.Ю.Лермонтовым в данном стихотворении? Каков мотив? Как показано одиночество?

Литературная гостиная

Обобщение информации Чем вы сегодня пополнили свой «багаж знаний»? С каким новым термином познакомились? Каков же лейтмотив произведений М.Ю.Лермонтова, изученных сегодня? Что удалось повторить, закрепить? Каково ваше впечатление от сегодняшнего урока? На сколько каждый из вас поработал?

Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение «Утёс» (с.168), проиллюстрировать его; повторить литературоведческие термины. Инд.: подготовить сообщение о пребывании М.Ю. Лермонтова на Кавказе.