Горих Ирина Васильевна – учитель начальных классов
Учитель начальных классов – профессия особая, даже в чём-то уникальная: очень уж большие задачи и цели стоят перед ним. Оттого – большая ответственность и большая любовь. Любовь – определяющее качество этой специальности: прежде всего любовь к детям. Нужно много сил для того, чтобы научить читать, считать, писать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам. Поэтому, наверно, в начальной школе и работают талантливые люди, почти волшебники, каждый – Личность с большой буквы.
Я считаю, что главным предметом в начальной школе является чтение. Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно, интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. Поэтому, последние годы темой самообразования стала: "Формирование навыка чтения как основа успешного обучения ребёнка в школе". Чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение вводит в память ученика литературный язык, развивает у ребенка "дар слова". Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие учеников развивать и укреплять их мысли и любознательность. Это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.
Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе и т.д. Поэтому меня особенно привлекает опыт учёных, педагогов-новаторов, работающих в этой области. Учителя начальных классов имеют в своей педагогической копилке много приемов достижения результативности в обучении чтению. Для того, чтобы повысить технику чтения, прежде всего, нужно выявить факторы, мешающие быстрому чтению.
Факторы, мешающие быстрому чтению: 1. Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию), т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков. 2. У детей плохо развита память – это отражается на технике чтение, если предложение большое они забывают, о чём прочитали в самом начале. 3. Недостаточное использование явления антипации (смысловой догадки). У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд. Постепенно глаз получает возможность забегать вперед, и понимание осуществляется вместе с чтением.
Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств существуют специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным. Все упражнения поделены на четыре группы: -для развития сознательного чтения; -для формирования правильности чтения; - для развития беглости чтения; - для развития выразительности чтения.
1. Упражнение для формирования правильности чтения. Первая группа упражнения, направленные на развитие внимания, памяти. «Фотографирование» различного рода картинок, предметов. 1) Найди лишнюю букву (фотографируем): а, о, в, у, и. 2) Найди лишний слог: бо, но, ко, со, кы, ро 3) Найди лишнее слово: Река-слон, Речка-лев, Ручеёк-ягуар 4) Раздели слова на 2 группы: корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока. 1 группа - «Домашние животные» 2 группа - «Птицы». 5) Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения (долговременная память). 6) Игра «Синонимы»/«Антонимы» хорошо развивает как память, так и воображение. Найди в каждом столбике слова с противоположенном значением. Соедини их стрелкой.
7) «Прыжки». Чтение через слово. 8) «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в строчке; первого и последнего слова в предложении. 9) Каждый день заучивания четверостишья. 10) Заучивание мини зарисовок, показывающих, как в одном - двух предложениях можно красиво и полно описать обыденное. 11) Игра «Успей запомнить за минуту». Эта игра развивает зрительную память. 12) Игра «Попугайчики» развивает слуховую память, способствует правильному произнесению звуков, правильному дыханию, артикуляции.
13) Зрительные диктанты, которые даются блоками, по 6 предложений в каждом. 14) Повтори, что сказал учитель (несколько слов попарно, сходных чем-то по). 15) Опиши предмет (показать и убрать). 16) Хорошая игра для развития речи и памяти - «Добавь следующее». 17) Игра «Что изменилось?» 18) Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, текста, предложений). 19) Назови предмет, в названии которого 1 слог, 2 слога, 3 слога и т.д.
1) Чтение слов, отличающихся одной буквой. 2) Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы. 3) Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания. 4) Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением.) 5) Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав. 6) Чтение «перевёртышей». Вторая группа - упражнения со словами
2. Упражнения для развития беглости чтения. Принято выделять пять основных недостатков традиционного метода чтения или факторов, затрудняющих ускорение чтения Регрессия Малое поле зрения Артикуляция Отсутствие гибкой стратегии чтения Отсутствие внимания
- увеличить ширину поля зрения; - уменьшить число фиксаций на одну строчку печатного текста; - сократить время каждой отдельной фиксации; - избавиться от регрессий; - развитие антиципации текста. Я для себя сделала вывод, что для увеличения скорости и эффективного чтения необходимо:
Упражнения для устранения факторов затрудняющих ускорению чтения: Первая группа - упражнения для увеличения поля зрения. 1)Таблицы Шульте. 2)Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово. 3)Игра «Капельки» с использованием алфавитов, которые лежат на столах у каждого ученика. 4)Игра «Волшебное облако». Из букв или из слогов «собрать» слова. 5)Игра «Обгонялки». 6) Игра «Буксир».
Вторая группа - упражнения для активизации органов речи. 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Скороговорки. 3. Чистоговорки.
- чтение шёпотом, затем громко, затем про себя; - жужжащее чтение; - чтение в парах; - чтение одновременно с учителем; - чтение с ускорением темпа; - чтение с переходом на незнакомый текст; - чтение в темпе скороговорки; - чтение - «Спринт»; - выборочное чтение; - чтение со счётом слов тройками; - чтение со счётом слов парами строк; - чтение со счётом строк; - чтение - «Разведка; - чтение с речевыми помехами - чтение с простукиванием текста. 4. Различные виды чтения:
Упражнения для развития осознанного чтения я разделила на несколько групп: 3. Упражнения для развития сознательности (осознанного) чтения Логические упражнения Игры на составление слов со словами Работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами Работа с текстом
Первая группа - логические упражнения К данному слову подбери нужные по смыслу слова. Что общего в словах и чем они различаются? Чем похожи следующие слова? Назови, одним словом. Игра «Составь слово» (путём перестановки букв) Игра «Составь новое слово» ( у каждого из данных слов нужно взять только первый слог) Игра «Составь новое слово» ( у каждого из данных слов нужно взять только второй слог) Игра «Составь новое слово» (у каждого из данных слов нужно взять только последний слог) Какое слово лишнее и почему? Раздели слова на группы. Какие буква, слог, слово лишние.
Вторая группа - игры на составление слов со словами Игра «Найди слово в слове» Игра «Подбери пару» (Слова записаны в 2 столбика, нужно к слову из первого столбика подобрать подходящее по смыслу слово из второго столбика.) Игра «Закончи предложение» Загадки (любые, которые подходят к теме урока). Составь слова, в которых одни из слогов должен начинаться с буквы м. Найди животное среди строк. Шарады. Ребусы.
Третья группа - работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами Составь текст (перестановка предложений.) Тексты подбираются к теме урока. Составь предложения (3-4) к теме урока. В школе. Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок. Закончи рассказ. Забота о птицах. Наступила морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…
Четвёртая группа - работа с текстом Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос. Задай вопросы по тексту или по части текста. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста. Составление кроссвордов по тексту. По иллюстрации определить содержание текста. Пересказ по вопросам и без них. Составление плана текста. Подбор иллюстрации к тексту. Работа над заголовком.
4. Упражнения для формирования навыков выразительного чтения. Для формирования навыков выразительной речи в своей работе я использую следующие приёмы: Чтение слова с разными оттенками интонации. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации. Прочитай, предавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста. Упражнения для развития голоса ( «громко - тихо»). Прочитай предложение или часть текста с интонацией, соответствующеё той мимике, которую тебе покажут. Упражнения для дыхания («надуем шарик»). Упражнения для дикции. Чтение небольших стихов. Чтение по ролям, в лицах. Конкурс на лучшего чтеца.
Таким образом, эффективное решение задач по совершенствованию навыка чтения у младших школьников осуществляется при использовании комплексной системы упражнений, обеспечивающей взаимодействие различных механизмов, участвующих в акте чтения.