Проект: «Работа с социально-педагогически запущенными детьми в начальной школе» Автор: Исаева Т.В.
Цель проекта: Выявить наиболее эффективные в современных условиях формы и методы совместной работы начальной школы и семьи по предупреждению педагогической запущенности детей
Задачи проекта: Выявить основные причины социально - педагогической запущенности у детей в начальной школе; Выявить наиболее эффективные способы и методы ранней профилактики социально - педагогически запущенных детей; Изучить социально-педагогическую запущенность в детском возрасте; Изучить научно-методическую литературу, посвященную проблеме исследования; Изучить опыт работы учителей по предупреждению социально - педагогической запущенности.
Актуальность проекта Злободневная проблема девиантного поведения детей Социально – педагогическая запущенность Девиантное поведение Проблемная Семья
Социальная запущенность Нарушение правил Снижение способности к сопереживанию Отрицальтельный социальный опыт Гиперсексуальность Не умение адаптироваться к среде Теоретическая основа проекта Педагогическая запущенность Конфликт с педагогом Трудно- обучаемость Трудновоспитуемость Бедный словарный запас Подверженность влиянию асоциального поведения
Условные стадии социально- педагогической запущенности: Первая(предрасполагающая) Вторая(негативное отношение к нормам и правилам жизни в детском коллективе) Третья (углубление негативного отношение, проявление асоциальных тенденций) Четвертая (грубость, скрытность, негативизм, преступность)
Главная задача педагога: Ликвидировать неблагоприятные тенденции в развитие ребенка пока они еще не приобрели устойчивый характер
Ключ к успеху в профилактике и коррекции социально-педагогической запущенности – взаимодействие семьи и школы Отношение с людьми, с которыми проводятся часы досуга Отношения в семье Отношение в школе
Школа должна проводить предупредительную работу, в процессе которой идет усиленное развитие положительных свойств личности ребенка и торможение развития отрицательных: включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей Организация и руководство общением ребенка со сверстниками на основе его положительных качеств Дифференцированная работа по нравственному воспитанию Оказание систематической помощи ребенку в ликвидации пробелов в знаниях об окружающем мире, в усвоении им программы начальной школы.
В процессе работы по преодолению педагогической запущенности детей должны быть устранены причины ее вызывающие и стимулирующие ее развитие: Психолого-педагогическая подготовка родителей с учетом недостатков и ошибок семейного воспитания Активное включение родителей в воспитательный процесс путем специальных поручений, советов, заданий, наметок Контроль за организацией и поддержанием нормального режима труда и отдыха ребенка в семье, устранение его безнадзорности Использование мер общественного и административного воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания детей
Необходимо более рациональное построение воспитательной и образовательной работы с детьми в группе, классе: Изменение отношения самого педагога к ребенку, методов работы с ним Изменение взаимоотношений сверстников в классе Укрепление и совершенствование связей воспитателей детских садов со школой по подготовке родителей будущих первоклассников к школе
Наиболее эффективным методом профилактики социально-педагогической запущенности у детей младшего возраста является игра
Условные этапы работы учителя начальных классов с педагогически запущенными детьми I этап Д/с + школа будущего первоклассника Встреча с первым учителем Наблюдения, выявление педагогически запущенных детей Занятие – игра Перемена – игра (упражнение) Знакомство со школой Консультация родителей
Условные этапы работы учителя начальных классов с педагогически запущенными детьми II этап 1 класс Адаптация к учебной деятельности Коррекция школьных страхов и тревожности Особое внимание слабоподготовленным к школе детям Игры – упражнения (релаксационные, развивающие, двигательные, коммуникативные, поведенческие ) Рекомендации родителям
Условные этапы работы учителя начальных классов с педагогически запущенными детьми III этап 2-4 классы Создание детской организации (устав, задачи, обязанности, мероприятия, команды) Включение родителей в деятельность организации Беседы на этические темы, совместные собрания, походы
Условные стадии работы учителя начальных классов с педагогически запущенными детьми IV этап Выпуск из начальной школы Подготовка к средней школе Встреча с будущими учителями Тренинг «Учимся решать жизненные задачи» Советы родителям
И напоследок… Характер детей в руках взрослых – пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!