Чувашская учительская школа основана в Симбирске в 1868 году чувашским педагогом и просветителем Иваном Яковлевичем Яковлевым ( ). Первоначально была открыта как частная школа гимназиста (Иван Яковлев в это время обучался в 6 классе в Симбирской классической гимназии).
Первое здание Симбирской чувашской учительской школы Яковлеву было немногим более 15 лет, когда он впервые задумался над тем, как помочь чувашскому народу сохранить, отстоять и развить в условиях царизма свою культуру, язык. Ставя перед собой цель, Яковлев планомерно шёл к ее достижению. Учась сам, он одновременно создал на квартире частную школу, набрал в нее сначала совсем немного учеников и стал обучать их, а затем и готовить к учительской деятельности. С ними он занимался сам, содержал их на свои средства, которые зарабатывал частными уроками, даваемыми детям из богатых семей. Впоследствии эта маленькая школа превратилась в крупное учебное заведение по подготовке учителей для начальных школ всего Поволжья.
При содействии инспектора народных училищ Симбирской губернии Ильи Николаевича Ульянова в 1871 школа была признана Министерством народного просвещения, по его же рекомендации в школу был назначен первый учитель В.А. Калашников ( ). Начиная с 1875, школа приобрела значение и характер учительской семинарии, призванной удовлетворять нужды сельских чувашских школ в преподавательских силах и «нужды чувашских приходов в инородческих священниках».
Симбирская чувашская школа представляла собой целый комплекс учебных заведений. В него входили мужская учительская школа, женские педагогические курсы, мужская и женская начальные школы при них. Учащиеся работали на сельскохозяйственной ферме. Ей принадлежало 300 гектаров земли. Будущие учителя жили в общежитиях, учились и работали на полном самообслуживании. На ферме была пасека, сад, огород, животноводческие помещения, озеро, где разводили рыбу для столовой; имелись пахотные поля; ферме принадлежали амбары, погреба, баня. Работая в учебных мастерских, ученических производственных бригадах (каждый класс представлял собою отдельную бригаду), учащиеся получали специальность по какому-либо ремеслу и отрасли сельского хозяйства. В школе были духовой, струнный, симфонический оркестры, мужской, женский и смешанный хоры. Каждый учащийся обязан был за шестилетний срок пребывания в школе научиться играть на каком- либо музыкальном инструменте, петь, танцевать, организовать детский хор и руководить им. В этой школе ученики получали знания основ наук и среднее педагогическое образование для работы в начальной школе. Симбирская чувашская школа выполняла также функции института усовершенствования учителей.
Под руководством опытных специалистов учащиеся занимались в мастерских школы производительным трудом: изготовляли парты, классные доски, оконные рамы, столы и стулья для вновь открываемых школ.
Воспитанники 1-го класса. Начало 1900-ых годов. Воспитанники 2-го класса. Здесь занимались Ф.П. Павлов и С. М. Максимов. Церковный хор, состоящий из учеников и учениц. Регент – И.М. Дмитриев. Слушательницы женских педагогических курсов (среди них – М.Д. Дмитриева-Трубина)
В школе преподавались предметы: «Закон Божий, русский и церковно- славянский языки, арифметика с методическими указаниями в конце курса относительно преподавания двух последних предметов в начальных сельских училищах, главные основания геометрии с элементарными сведениями из землемерия, русская история, краткая всеобщая и более подробная русская география, необходимейшие сведения по естествоведению, чистописание, черчение и рисование, церковное пение.
С 1877 года школа именовалась Симбирской центральной чувашской школой. Постановлением министра просвещения было официально разрешено готовить здесь учителей школ Казанского учебного округа. В 1878 в школе открылись женское отделение и мужское начальное училище, ставшие базой в педагогической практике будущих учителей. В 1879 состоялся первый выпуск учителей.
В 1890 после неоднократных ходатайств Яковлева Министерство народного просвещения разрешило преобразовать школу в Симбирскую центральную учительскую чувашскую школу, было утверждено Положение школы. Согласно его первому пункту, «Симбирская чувашская учительская школа имеет целью приготовление учителей для начальных чувашских училищ в видах распространения религиозно-нравственного, православно-русского просвещения среди чувашского населения». К этому времени школа представляла собой комплекс учебных заведений: учительская школа, мужское и женское начальные училища, женские педагогические курсы. В школу принимались «крещёные и некрещёные чуваши, а также русские и крещёные татары без ограничения возраста, обычно 11 и не старше 18 лет».
В 1893 при школе была создана сельско- хозяйственная ферма, которая в 1896 преобразовывается в низшую сельско- хозяйственную школу (училище) I разряда. По признанию члена Совета министра народного просвещения Н.А. Бобровникова, в царской России не было больше ни одного педагогического заведения, с такой богатой сельхозфермой, учебными мастерскими, какие имела Симбирская чувашская школа. Ферма школы представляла собой целый комплекс, занимавший 300 га земли. Например, ежегодный валовый доход фермы в 1913 составил 3348 рублей 13 копек. Капитал мастерских к 1 января 1909 составил рублей 16 копеек.
До 1917 первая чувашская народная школа выпустила более тысячи выпускников. В 1919 семинария была закрыта в связи с организацией в Симбирске института народного просвещения на базе чувашского комплекса. При нём были открыты трехгодичные чувашские педкурсы, которые в 1920 были преобразованы в институт народного образования (Чувино), а в 1921 в практический институт народного образования (Чуприно). На базе сельхозфермы бывшей семинарии 1 сентября 1920 организовался сельско-хозяйственный техникум. Техникум готовил инспекторов по отдельным отраслям сельского хозяйства.
В 1937 техникум стал педагогическим училищем им. И.Я. Яковлева, которое готовило учителей начальных классов для русских школ, старших пионервожатых (с 1945), учителей физвоспитания (с 1954) и просуществовало до Симбирская чувашская школа, по словам наркома просвещения СССР А.В. Луначарского, являлась «источником возрождения всей чувашской культуры».
Просуществовавшая более 80 лет Симбирская чувашская школа стала поистине уникальным учебным заведением.