Лазутина Светлана Александровна учитель математики МОУ СОШ с.Троекурово
Современный учитель в своей профессиональной образовательной деятельности использует различные современные средства обучения. Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь». Применение интерактивных технологий позволяет преподавателю эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль работы.
Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у учащихся интерес к предмету, делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамическому использование ресурсов.
проведение мультимедийных презентаций (подготовленных учителем и учащимися); показ геометрии в действии (например, вращая треугольник, проверяя равенство фигур наложением, прикосновением меняя форму геометрических фигур); частичное закрывание экрана шторкой позволяет подавать информацию постепенно; Перечислю некоторые способы использования возможностей интерактивной доски учителем:
заполнение пропусков в текстах, формулах, примерах, задачах, уравнениях при помощи цифровых чернил маркером; иллюстрация теорем шаг за шагом (например, теорема Пифагора); проведение устного счета;
учащиеся могут взаимодействовать с объектами, двигая буквы, цифры, слова или картинки всего лишь одним пальцем (например, занимаясь группировкой); к сделанным записям всегда можно вернуться и откорректировать их; записывать дополнительные пояснения поверх уже имеющихся записей; цифровыми чернилами маркером или пальцем, учащиеся могут выделить необходимое, записать наблюдения;
заранее подготовить, создать используемый материал и комбинировать кадры из готовой коллекции изображений (рисунки и схемы к задачам, таблицы, графики, шаблоны линованной бумаги, подложки, символы, иллюстрации, системы координат, линейки и т.д.); записать урок, корректируя его прямо в классе в соответствии с вопросами учащихся;
записать готовый урок для заболевших детей на флэш-накопители или прямо в компьютер для отправки по электронной почте, распечатать его в виде готового конспекта при помощи принтера; сохраненный урок можно использовать при повторении и закреплении материала, рефлексии, а так же для работы с другим классом (создавая, таким образом, свое методическое обеспечение).
Все вышеперечисленное позволяет более полноценно распределять время на уроке как при подаче, так и при закреплении учебного материала. Стоит также отметить, что при работе с простым экраном учитель вынужден находиться рядом с компьютером, а при работе с интерактивной доской манипуляции компьютерной мыши осуществляются касанием поверхности, тем самым учитель имеет полный доступ к управлению компьютером, оставаясь около доски.
Опыт работы с интерактивной доской показал, что наиболее эффективным оказалось использование технических средств на уроках стереометрии, на уроках алгебры (функции и графики функций). Использование интерактивной доски позволяет также повысить эффективность уроков при изучении геометрии в 7-9 классах.
Примеры некоторых уроков математики, где мною применяется интерактивная доска Тема урокаКлассИспользование возможностей SMART-доски 1Координатная плоскость6Возможность заготовить задания заранее Возможность клонировать координатную плоскость Чертежи яркие и четкие 2Числовая прямая5-6Игра «Движение точки по координатной прямой» 3Углы5Работа с транспортиром 4Тесты5-6Работа с тестами 5Дроби5Возможность заготовить задания заранее Устный счёт 6Линейная функция7Построение графиков 7Квадратичная функция8Построение графиков 8Решение неравенств9Алгоритм решения неравенств 9Подготовка к итоговой аттестации 9 Работа с тестами 10Равенство треугольников7Наложение треугольников 11Параллельность в пространстве 10Наглядное представление чертежа 12Графики10- 11Построение графиков
Интерактивная доска вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост, позволяет использовать различные стили обучения В центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения интерактивной доски.