Районный фестиваль методических идей « Современный урок физики » Презентация урока физики в 11 классе « В мире задач »
Цели и задачи урока: Формировать умения решать задачи на применение знаний в знакомой и измененной ситуациях. Продолжить формирование умений использовать основные понятия, формулы и физические законы Развивать общеинтеллектуальные умения (анализ, сравнение и др.), умения выражать свои мысли в речи; совершенствовать индивидуальные способности.
ВНУТРИПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ впс ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА ПОД УГЛОМ К ГОРИЗОНТУ ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА В ПОЛЕ ТЯЖЕСТИ ЗЕМЛИ
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ МПС МАТЕМАТИКА ОБЖ ИНФОРМАТИКА ГЕОМЕТРИЯ
Содержание межпредметной связи Математика – математические расчеты Геометрия – построение траекторий полета снаряда и разорвавшихся снарядов в координатных осях Информатика – решение задачи в среде MS Excel ОБЖ – задача, связанная с полетом снаряда
План урока Этапы урокаВремя, мин Приемы м методы 1.Организационный момент1-2Доклад дежурного, сообщение учителя 2.Отработка ранее изученного материала 10Фронтальный опрос. Беседа. Запись формул на доске 3.Постановка задачи10Чтение и запись условия задачи, запись «дано», подготовка рисунка, разработка алгоритма решения задачи 4.Решение задачи разными способами 15Решение задачи у доски. Самостоятельное индивидуальное решение задачи записью в тетрадь 5.Решение задачи в среде MS Excel 5Демонстрация решения задачи на интерактивной доске 6.Подведение итогов и объявление д/з. 3-4Сообщение учителя, запись д/з, выставление оценок в журнал и дневники
Вопросы для повторения С каким ускорением движется свободно падающее тело и тело, брошенное вверх? Что общего в движении тел, брошенных вертикально, горизонтально и под углом к горизонту? По какой траектории движется тело, брошенное под углом к горизонту? По какой траектории движется тело, брошенное горизонтально? Перечислите формулы, необходимые для решения задач, связанных с движениями в поле тяжести Земли и брошенного под углом к горизонту.
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ : Снаряд разорвался в верхней точке траектории на высоте 19,6м на две одинаковые части. Через время 1с после взрыва одна часть падает на Землю под тем местом, где произошёл взрыв. На каком расстоянии от места выстрела упадет вторая часть снаряда, если первая упала на расстоянии 1000м?
РИСУНОК К ЗАДАЧЕ
Алгоритм решения задачи (I-способ): Запись «дано», подготовка рисунка к задаче Нахождение проекции скорости первого осколка по оси, падающего вертикально вниз Нахождение проекции скорости второго осколка по оси, летящего под углом к оси Нахождение проекции скорости первого осколка по оси Нахождение проекции скорости второго осколка по оси Нахождение проекции начальной скорости снаряда по оси OX и OY Вычисление времени полета снаряда до разрыва Нахождение времени подъёма второго осколка на высоту h Нахождение максимальной высоты подъёма второго осколка в координатах Нахождение времени падения второго осколка с максимальной высоты на Землю Нахождение дальности полета второго осколка с момента выстрела снаряда
Традиционное решение задачи:
Алгоритм решения задачи(II-способ) Запись уравнения движения второго осколка с момента взрыва снаряда относительно оси Нахождение времени полета второго осколка с момента взрыва до падения на Землю Нахождение дальности полета второго осколка с момента выстрела снаряда ПРИМЕЧАНИЕ: значение скоростей, берется из первого способа решения задачи
Второй способ 2 способ Составлением уравнение зависимости координаты у от времени для нахождения времени
Алгоритм решения задачи(III-способ) Запись уравнения баллистического движения для второго осколка с момента взрыва и до падения на Землю Нахождение координаты падения второго осколка на Землю Нахождение дальности полета второго осколка с момента выстрела снаряда ПРИМЕЧАНИЕ: значение скоростей, берется из первого способа решения задачи
Третий способ
Решение задачи в среде MS Excel
Домашнее задание: Решить различными способами задачу: Снаряд массой 30кг, летящий со скоростью 20 м/с, разорвался на два осколка. Первый массой 20кг пролетел со скоростью 25м/с под углом к первоначальной скорости снаряда вверх. Найти скорость второго осколка. Задачу, решенную во время урока, более подробно расписать в среде MS Excel
Урок физики в 11-классе «В мире задач» показан на районном фестивале методических идей «Урок физики в современной школе», который состоялся 23января 2008года на базе ГИМНАЗИИ 1 города Мариинский Посад Чувашской Республики.