Разработка и апробация программы психолого- педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения. Разработка и апробация программы психолого- педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Задачи: Провести исторический анализ процесса сопровождения профессионального самоопределения. Провести исторический анализ процесса сопровождения профессионального самоопределения. Определить сущность и этапы профессионального самоопределения. Определить сущность и этапы профессионального самоопределения. Измерить динамику развития профессионального самоопределения. Измерить динамику развития профессионального самоопределения.
Планируемые результаты: программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения направит учащихся в самостоятельном и осознанном выборе образовательной траектории.
Цель программы: Создать психолого- педагогические условия для самоопределения, проектирования индивидуальной образовательной траектории учащихся старших классов.
Задачи программы: всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути. всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути. оказание помощи подросткам в самопознании, активизация профессионального самоопределения. оказание помощи подросткам в самопознании, активизация профессионального самоопределения. Развитие способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования. Развитие способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования. помочь школьнику сориентироваться в огромном мире профессий. помочь школьнику сориентироваться в огромном мире профессий. просвещение педагогов и родителей в вопросах развития личности подростка. просвещение педагогов и родителей в вопросах развития личности подростка.
Структура программы: 1 этап: сопровождение подготовки к предпрофильному обучению. 2 этап: сопровождение предпрофильного обучения. 3 этап: сопровождение профильного обучения. 4 этап: сопровождение профильного обучения (заключительный этап).
Ожидаемые результаты: Старшеклассники умеют адекватно оценить свои возможности и способности. Выбор дальнейшей образовательной траектории старшеклассники делают самостоятельно и осознанно. Умеют адаптироваться к новым условиям обучения. Индивидуальный план профессионального пути.
Результат первого этапа: сформированная у учащихся необходимость планирования жизни для реализации и достижения своих намеченных целей; сформировавшийся образ «Я». сформированная у учащихся необходимость планирования жизни для реализации и достижения своих намеченных целей; сформировавшийся образ «Я».
Результат второго этапа: Карта профконсультации. Карта профконсультации. Творческие работы учащихся «Мой выбор» ( профиля обучения и намеченного пути дальнейшего образования) Творческие работы учащихся «Мой выбор» ( профиля обучения и намеченного пути дальнейшего образования)
Результат третьего этапа: Анкета «Личная профессиональная перспектива». Анкета «Личная профессиональная перспектива». Самоотчет учащихся, основанный на анализе дневника профессионального самоопределения. Самоотчет учащихся, основанный на анализе дневника профессионального самоопределения.
Результат четвертого этапа: Наличие профессионального плана (презентация). Наличие профессионального плана (презентация).
Методическая работа с классными руковадителями, учителями- предметниками, родителями. Индивидуальные и групповые консультации для учителей, классных руководителей, родителей по вопросам особенностей развития старшего подросткового и младшего юношеского возраста. Индивидуальные и групповые консультации для учителей, классных руководителей, родителей по вопросам особенностей развития старшего подросткового и младшего юношеского возраста. Родительские собрания: Родительские собрания: «Какие они, девятиклассники, выбирающие профессиональный путь?» «Какие они, девятиклассники, выбирающие профессиональный путь?» «Десятый класс – какие сложности могут возникнуть?» «Десятый класс – какие сложности могут возникнуть?» Детско-родительские профориентационные игры: Детско-родительские профориентационные игры: «Выбор профиля» (9 класс). «Выбор профиля» (9 класс). «Поступаем в ВУЗ» (10-11 класс). «Поступаем в ВУЗ» (10-11 класс).
Анализ промежуточных результатов внедрения программы
Сравнительный анализ входной и итоговой диагностики первого этапа:
Сравнительный анализ входной и итоговой диагностики второго этапа:
Чем вы собираетесь заниматься после окончания школы?
Как вы собираетесь продолжить своё образование после окончания 9 класса?
какой профиль обучения вы выбрали ?
какие факторы вы считаете наиболее важными при выборе профессии ?
какие факторы оказали влияние на выбор вами области будущей профессиональной деятельности и профиля в классах
Вывод: учащиеся более осознанно задумываются над выбором профиля обучения и будущей профессии к концу второго этапа сопровождения. Стали обращать внимание на такие моменты, как способности, характер, возможность развития личности, соответствие индивидуальным особенностям характер работы. При выборе профиля обучения большинство ориентировалось на выбранную ими профессию. учащиеся более осознанно задумываются над выбором профиля обучения и будущей профессии к концу второго этапа сопровождения. Стали обращать внимание на такие моменты, как способности, характер, возможность развития личности, соответствие индивидуальным особенностям характер работы. При выборе профиля обучения большинство ориентировалось на выбранную ими профессию.
положительная динамика профессионального самоопределения учащихся свидетельствует о том, что программа эффективно работает на поставленную цель, и что её использование направит ребят в осознанном выборе образовательной траектории. положительная динамика профессионального самоопределения учащихся свидетельствует о том, что программа эффективно работает на поставленную цель, и что её использование направит ребят в осознанном выборе образовательной траектории.