Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными частями Бренгач Людмила Александровна Запорожская ОШ 109
Лингвистическое конструирование Составьте предложение по его частям:Составьте предложение по его частям: а) Когда титан Прометей открыл великую тайну; б) который будет могущественнее отца и свергнет его с престола; в) он посоветовал богам отдать Фетиду в жены Пелею; г) что он брака Зевса с богиней Фетидой должен родиться сын; д) так как от этого брака родится герой.
Проверяем! Когда титан Прометей открыл великую тайну, что от брака Зевса с богиней Фетидой должен родиться сын, который будет могущественнее отца и свергнет его с престола, он посоветовал богам отдать Фетиду в жены Пелею, так как от этого брака родится герой.Когда титан Прометей открыл великую тайну, что от брака Зевса с богиней Фетидой должен родиться сын, который будет могущественнее отца и свергнет его с престола, он посоветовал богам отдать Фетиду в жены Пелею, так как от этого брака родится герой.
Начертите схему предложения и определите его вид ( ), ( ), ( )и( ), [ ], ( ). Сложноподчиненное предложение с параллельным, последовательным Сложноподчиненное предложение с параллельным, последовательным и однородным подчинением. и однородным подчинением.
Внимание! Обратите внимание на отсутствие запятой при однородных придаточных, связанных союзом и; обратите также внимание на то, что во втором из двух однородных придаточных, чтобы избежать повторения, опущено союзное слово который перед вторым из двух однородных придаточных. Обратите внимание на отсутствие запятой при однородных придаточных, связанных союзом и; обратите также внимание на то, что во втором из двух однородных придаточных, чтобы избежать повторения, опущено союзное слово который перед вторым из двух однородных придаточных. …(который будет могущественнее отца) и (свергнет его с престола)… …(который будет могущественнее отца) и (свергнет его с престола)… Сравните: между двумя однородными членами предложения, связанными союзом и, запятая отсутствует.
Исследовательская работа в группах 1. Спишите предложения. 2. Начертите схемы данных предложений. 3. Обоснуйте постановку знаков препинания. 4. Проанализируйте предложения, используя план разбора.
Задание для 1-й группы Задание для 1-й группы 1) Но кажется, что песня все еще длится, что ей нет и не будет конца. 1) Но кажется, что песня все еще длится, что ей нет и не будет конца. 2) Я пробирался туда, где гуще зелень, где смолистее запах деревьев. 3) Если стало темнее вокруг, Если гаснет звезда за звездою, Если гаснет звезда за звездою, Если скрылась луна в облаках Если скрылась луна в облаках И клубятся туманы в лугах, - И клубятся туманы в лугах, - Это стало темней пред зарею. Это стало темней пред зарею. Вывод: Запятые между однородными придаточными предложениями ставятся так же, как и между однородными членами предложения. Вывод: Запятые между однородными придаточными предложениями ставятся так же, как и между однородными членами предложения.
Задание для 2-й группы 1)Я люблю подмосковные леса и когда они весело шелестят при летнем ветерке, и когда они заснеженные, и когда они спокойно спят под холодным светом луны. 2)Видел Егорушка и как мало-помалу темнело небо, и как опускалась на землю мгла, и как засветились одна за другой звезды. Вывод: Запятая не ставится между главным и первым придаточным предложением, если однородные придаточные присоединены повторяющимся союзом и. Вывод: Запятая не ставится между главным и первым придаточным предложением, если однородные придаточные присоединены повторяющимся союзом и.
Задание для 3-й группы 1)Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением. 2)Утром, когда я открыл глаза и почувствовал, что пароход идет полным ходом и что в открытый люк тянет теплый, легкий ветерок с прибрежий, я вскочил с койки, снова полный бессознательной радости жизни. Вывод: Если между однородными придаточными предложениями стоит одиночный союз и, то запятая перед ним не ставится.
Задание для 4-й группы 1)Важно не то что сказал, а как он сказал. 2)Он сообщил не где остановится, а когда приедет. Вывод: Запятая не ставится между главным и придаточным предложением, если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицание не.
Задание для 5-й группы 1)Было очевидно, что если такая погода удержится в ближайшие дни, то железная дорога станет на это время единственным видом транспорта. 2)Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. Вывод: Если в предложении рядом стоят подчинительный союз (союзное слово) и первая часть двойного союза (если…то, хотя…но, когда…то), то запятая не ставится.
Задание для 6-й группы 1)Был тот предночный час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным. 2)Не погублю святое счастье такой души и не скажу, что недостоин я участья; что сам ничем не дорожу; что все, чем сердце дорожило, теперь для сердца стало яд; что для него страданье мило, как спутник, собственность иль брат. Вывод: Если однородные придаточные предложения сильно распространены, особенно когда внутри них имеются запятые, то между ними вместо запятой ставится точка с запятой.
Задание для 7-й группы 1)Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что делал и как делал, - мы этого не знаем. 2)Когда подымет океан вокруг меня ревучи, когда грозою грянут тучи, - храни меня, мой талисман. Вывод: Перед главным предложением, которому предшествует ряд придаточных, если подчеркивается распадение единого целого на две части, ставится запятая и тире.
Задание для 8-й группы 1)Каждый понимал, что, если мы не решим задачи, это будет позором для нашей команды. 2)Он сказал, что, если будет свободен, вечером придет ко мне. Вывод: При последовательном подчинении могут оказаться союзы что и если, что и когда и др., при этом между ними будет ставиться запятая.
Блиц-опрос 1.Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицание не, то между главным и придаточным предложениями: а) ставится запятая; а) ставится запятая; б) запятая не ставится; б) запятая не ставится; в) ставится тире. в) ставится тире.
2. Если перед подчинительными союзами стоят повторяющиеся союзы и, или и др., то между главным и придаточным предложениями: а) ставится запятая; а) ставится запятая; б) запятая не ставится; б) запятая не ставится; в) ставится тире. в) ставится тире.
3. Выберите предложение, в котором при стечении подчинительных союзов запятая не ставится (знаки препинания не расставлены): а) Даша заметила что когда вслед за а) Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появился Рощин звонком в столовой появился Рощин Катя сразу не поворачивала к нему Катя сразу не поворачивала к нему голову. голову. б) Он знал что если слезет с лошади б) Он знал что если слезет с лошади то принять участие в маневрах не то принять участие в маневрах не сможет сможет
4. Найдите предложения с однородными придаточными, соединенными при помощи союза и, перед которым запятая ставится (знаки препинания не расставлены): а) И пока садилось солнце и пока сырой а) И пока садилось солнце и пока сырой туман окутывал луг мы все шли и туман окутывал луг мы все шли и шли к обещанному проводником шли к обещанному проводником зимовью. зимовью. б) Все знали что приехала барыня и что б) Все знали что приехала барыня и что капитан пустил ее и что она теперь в капитан пустил ее и что она теперь в детской. детской.
5. Нужна ли запятая при стечении подчинительных союзов и сколько запятых следует поставить в данном предложении: Я подумал что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. Я подумал что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. а) запятая нужна; три запятых а) запятая нужна; три запятых б) запятая не нужна; две запятых. б) запятая не нужна; две запятых.
6. Нужна ли запятая перед союзом и? Сколько запятых нужно поставить в предложении: Он же глядел как странно и светло был озарен весь двор с красным полымем как блистал алым зеркалом пруд и розовым трепетными клубами стояли над двором в высоком небе облака освещаемые исподу. а) запятая нужна; всего в предложении четыре запятых а) запятая нужна; всего в предложении четыре запятых б) запятая не нужна; всего в предложении три запятых б) запятая не нужна; всего в предложении три запятых в) запятая нужна; всего в предложении три запятых в) запятая нужна; всего в предложении три запятых
Пунктуационная задача Запишите предложение; расставьте недостающие знаки препинания; начертите схемы предложений; укажите вид подчинения.Запишите предложение; расставьте недостающие знаки препинания; начертите схемы предложений; укажите вид подчинения. Я понял что безнадежно опоздал и что теперь мне трудно узнать адрес где остановились мои новые знакомые. Я понял что безнадежно опоздал и что теперь мне трудно узнать адрес где остановились мои новые знакомые.
Составьте предложения к данным схемам 1) (Как только…), […гл.], (что…). 2) [гл. ], (что…) и (что…), (где…).
Переведите текст на русскийязык. Сравните строение сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными в обоих языках. Переведите текст на русский язык. Сравните строение сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными в обоих языках. Для балачок з дідом вибирай інший час, коли він не буде поглинутий оцим своїм ловецьким заняттям, що нічого, правда, йому й не віщує, бо карасі тут грамотні, знають, як їм повестись. Щоб розворушити Ягора на розмову, на дискусію, треба особливої атмосфери, коли старий розповість, що означало бути металургом в його часи, яку треба було міць мати в хребті, щоб з-поміж тих, які сотнями валяються на біржі праці, саме тебе відібрали на завод.
Литература Шаблон презентации «Нежный». Автор: Федотова В. А. Шаблон презентации «Нежный». Автор: Федотова В. А. И.С Филатова. Русский язык. Планы-конспекты уроков. 9 класс. И.С Филатова. Русский язык. Планы-конспекты уроков. 9 класс. Н.А.Пашковская. Русский язык. 9 класс. Н.А.Пашковская. Русский язык. 9 класс. Т.Н.Тюрина и А.О.Гетманец. Русский язык. Планы- конспекты. 9 класс. Т.Н.Тюрина и А.О.Гетманец. Русский язык. Планы- конспекты. 9 класс. Е.В.Барабашова и Е.М.Васильева. Русский язык. Орфографическая тетрадь. Е.В.Барабашова и Е.М.Васильева. Русский язык. Орфографическая тетрадь. Ю.С.Пичугова и Б.И.Фоминых. Сборник задач и упражнений по русскому языку. 9 класс. Ю.С.Пичугова и Б.И.Фоминых. Сборник задач и упражнений по русскому языку. 9 класс.