Технология педагогического общения. Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны: - Неумение наладить контакт. - Управлять речевым общением на уроке. - Непонимание внутренней психологической позиции ученика. - Неумение управлять собственным психическим состоянием в общении.
Технология заключается. Умение передать информацию. Понять состояние ученика. Организация взаимоотношений с учеником. Искусство управлять собственным психическим состоянием.
Этапы решения. Анализ ситуации. Перебор вариантов и выбор из них оптимального. Коммуникативное воздействие. Анализ результатов.
Русский язык: основной минимум, содержащий формирование коммуникативной компетенции. Речь, её разновидности. Сферы и ситуации речевого общения. Основные жанры разговорной речи. Культура речи, критерии. Анализ текста. Восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.
Общие умения коммуникации учащегося формируются через: Умение оформить свои мысли в устной и письменной речи, аргументировать. Умение слушать, ставить вопросы собеседнику. Следование нормам построения текста высказывания. Соблюдение норм речевого этикета.
Формирование учебно-коммуникативных компетенций учащихся закладываются не только на уроках русского языка, но и в ходе преподавания всех учебных предметов. 5 класс: высказывание суждений, участие в учебном диалоге, умение слушать друг друга. 6 класс: продолжение и развитие мысли собеседника, умение кратко формулировать свои мысли. 7 класс: владение приёмами риторики, объективно оценить собеседника. 8 класс: умение выступать перед аудиторией, придерживаться определённого стиля текста. 9 класс: вести полемику, быть корректным к мнению других, уметь донести своё мнение до других.