1 Дробинская Ольга Верхний мир эвенков в искусстве головных повязок Творческая группа «Авангард» специальность «Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы» Научный руководитель Кушнарёва С.А.
Цель исследовательской работы: изучение орнаментальных образов верхнего мира в искусстве головных повязок эвенков. Задачи исследования: определение значения головных повязок в качестве обереговых вещей; изучение видов головных повязок и их структуры; исследование символического значения орнаментов на повязках и медальонах, украшающих головные обручи; создание авторского варианта головной повязки по мотивам эвенкийской культуры
Актуальность исследования: Изучение темы на практике. Создание предмета материальной культуры эвенков (элементов эвенкийской одежды) и анализ созданного изделия с точки зрения орнаментального наследия.
Введение Территория Амурской области пропитана духом эвенкийской культуры. Культура эвенков вводит человека в мир гармоничных отношений человека и природы, она богата интересными традициями и несёт мудрость таёжных людей, неприхотливых в быту, немногословных и любящих труд.
Орнаментальное воплощение Верхнего мира эвенков Амурский орнамент отражает общие культурные понятия коренного народа нашего края, его самобытный опыт. В обереговых целях эвенки воссоздавали в орнаменте модель мира своего народа. Они показывали связь трех миров и их взаимопроникновение, помощь друг другу через мир богов (верхний мир), людей (средний мир) и их предков (нижний мир).
В орнаменте эвенкийских изделий часто используются образы верхнего мира - солнце, луна, звезды (в форме кругов и снежинок)
У Селемджинских эвенков Амурской области в качестве образа верхнего мира выступала не птица гагара, а образ белого оленя и белой горы, которые являлись символами святости, чистоты, высшего знания, носителями части божества среди людей.
Искусство головных украшений эвенков началось с глубокой древности. Причиной создания многочисленных повязок-ободков стала вера древних народов в обереговую силу головного украшения в виде круга. Раньше человек всегда ассоциировался с храмом, а его голова понималась как купол, святая святых, которая требовала особой защиты. Именно таким подходом можно объяснить большое разнообразие головных повязок эвенков и их интересную конструкцию.
В результате проанализированных фотографий, был сделан вывод, что у эвенков существует три вида головных украшений: ободки, повязки с медальонами и подвесками, а также повязки- шапочки.
Мужчины чаще всего использовали простые повязки-ободки из кожи, иногда декорируя их бахромой. Женщины могли носить все типы повязок. При этом повязка-шапочка представляла собой повязку, к которой крепились одна-две или более (до шести) полосок или бисерных нитей. При перекрещивании на голове они образовывали что-то наподобие шапочки, которая могла делиться на 2, 3, 4, 6, 8, 10 или 12 сегментов.
любые типы повязок могли использоваться в различных ритуалах, на праздниках, в том числе они носились и самим шаманом. Как правило, он одевал повязку- шапочку, в которой крепились две перекрещивающиеся полосы в виде креста.
В эвенкийском декоративно- прикладном искусстве существует более десяти типов головных повязок: - повязка-обруч с медальоном по центру;
повязка-обруч с медальонами по краям и подвесками; - повязка-обруч с височными украшениями;
- повязка-обруч с подвесками в виде нитей и подвесками-кольцами; - повязка-обруч с медальоном и височными украшениями в виде меховых шариков; - повязка-обруч с короной и подвесками из бересты (якутские эвенки);
- шапочка с медальоном и височными украшениями в виде плоских розетов; - шапочка с медальоном и подвесками.
Символика цвета в эвенкийском орнаменте головных украшений Защитную роль в орнаменте эвенков играет и символика цвета. В цветовой гамме узоров этого народа обязательно присутствуют цвета солнца, земли, неба и снега. Соответственно в цветовой палитре наиболее часто встречаются: желтый, золотистый, красный, коричневый, синий, зеленый и белый, черный, голубой, розовый цвета.
В орнаменте эвенкийских головных повязок часто используется образ верхнего мира – солнце. Оно изображается в виде концентрических кружков или кругов с точкой в центре. Эти же образы могли символизировать звезды и планеты (полярная звезда и Венера). Образ солнца часто располагался на головной повязке в области середины лба, с боков или на концах височных подвесок. Например, головная повязка с одним медальоном по центру обозначает солнце в зените, с двумя медальонами по краям – солнце на восходе и закате. Повязки с медальоном на лбу и на височных подвесках изображают три фазы солнца: на восходе, в зените и на закате.
Особенный интерес представляет декор медальонов эвенкийских головных повязок. На них могли изображаться звёзды, снежинки, круги и др. Например, звезда издавна служила символом вечности, а позднее символом высоких стремлений, идеалов. Излюбленным образом звезды у эвенков является восьмилучевая звезда, которая ассоциируется с планетой Венерой (по преданию эвенков Венера – прародина эвенкийского народа).
Результаты работы В результате исследования данной темы была создана головная повязка в технике вышивки бисером, представляющая собой обруч с медальоном. На созданном головном украшении изображено солнце в движении (восход, зенит, закат, надир (ночное, скрытое солнце).
В центре головной повязки расположен медальон, символизирующий образ священной планеты Венеры, которая, по легендам эвенков, считается их прародиной. По традициям эвенков Венера изображается в виде восьмилучевой звезды (8 – символ Венеры). Розовый, красный и жёлтый цвет на медальоне символизируют силу Венеры (её материнское начало и любовь (розовый), свет (жёлтый) и её духовную природу (красный)).
Вывод В результате выполненной исследовательской работы был обобщён материал по истории и технологии создания традиционных эвенкийских головных повязок. Разработано содержание головной повязки, позволившее понять глубину мировоззрения эвенкийского народа. Создано декоративное изделие – женская головная повязка по мотивам эвенкийских головных украшений, работа над которой позволила на практике понять специфику и сложность вышивки бисером у эвенков.
Список используемой литературы В краю оленьих троп: Эвенкийскому селу Иенгра – 80 лет: Фотоальбом. – Хабаровск: Издательский дом Приамурские ведомости, 2007 г. Декоративно-прикладное искусство народов Крайнего Севера. – Л.: Аврора, 1974 г. Евдокимов. Амурские эвенки. – Благовещенск, 1967 г. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. - М.: Просвещение, 1980 г. Мазин А.И. быт и хозяйство эвенков-орочонов (конец 19 – начало 20 в.). – Новосибирск: ВО Наука, Сибирская издательская фирма, 1992 г. Подмаскин В.В. Эвенкийская космография. // Приамурье – форпост России на дальневосточных рубежах. Материалы региональной научно-практической конференции октября 2006 г. Амурский областной краеведческий музей.