Шиян О.А. 23 ноября 2010 Примерная основная образовательная программа основного общего образования Примерная основная образовательная программа основного общего образования ключевые идеи
Перспективы развития школы Единство противоположностей: Сквозные результаты – единство школы Возрастная школа – качественное отличие ступеней + индивидуальные образовательные траектории Для того чтобы быть единой, школа должна быть разной
Основной вектор современного образования Возрастное и индивидуальное образование и есть общее образование. Почему ни одна национальная школа не экономит на этом? Старые и вредные мифы: общее = внешне одинаковое; общее образование = одинаковое образование.
«Здесь, чтобы оставаться на одном месте, надо бежать очень быстро» Л. Кэррол Сквозные результаты: образовательная самостоятельность; образовательная инициатива; образовательная ответственность Возрастная школа: Старшая школа – ИОТ Основная школа – социальные и учебные пробы Начальная школа – умение учиться
Отличия стандартов нового поколения Стандарт 2004 года: Цели Результаты Минимальное содержание образования Стандарты гг.: Цели=результаты Школа МОЖЕТ разрабатывать свой образовательный путь к результатам.
Новая результативность школы Универсальные учебные действия на материале учебных предметов. Формирование самооценки относится к сфере обучения или воспитания? Обязателен ли урок письма в начальной школе? Ложная альтернатива: знания или компетентности (УУД)? Подлинная альтернатива: «Работающие» знания или репродуктивные знания
Пилотное введение стандарта начального образования Обнаруженные дефициты: Отсутствие «общего языка» Отсутствие инструментов и механизмов оценки новых результатов (как следствие – недоверие педагогов к факту, что Стандарт – это всерьез).
Идея возрастной школы Возраст – то, с чем необходимо считаться (в противном случае – кризис) Возраст – то, что необходимо формировать Является ли теоретическое мышление возрастной особенностью младших школьников? (в противном случае – сильно отсроченные дефициты развития ребенка)
Два этапа основной школы Учебно-исследовательская и проектная деятельности как личностно значимые для подростков 1 этап – образовательный переход (5-6 класс), этап «пробно-поисковый» (проб и испытаний) 2 этап - личного самоопределения (7-9 класс), этап «опыт действия», этап самоопределения подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов, наличие личностно значимых образовательных событий.
Результативность основной школы Как поменять профессиональную оптику? удержание и повышение учебной мотивации младших подростков за счет организации учебного сотрудничества с младшими школьниками; - стремление и, отчасти, способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений; - умение вступать в разновозрастное сотрудничество, как с младшими школьниками, так и со старшими подростками: - умение осуществлять замысел будущей деятельности (проекта); - умение работать в позиции «взрослого» («учителя»): удержание точки зрения незнающего, помощь младшему школьнику занять новую точку зрения; организация для содержательной учебной работы группы младших школьников; - понимание и учитывание в своей деятельности интеллектуальной и эмоциональной позиции другого человека; Готовность к построению индивидуальной образовательной траектории
Цель примерной ООП помочь педагогическим коллективам разработать свою рабочую основную образовательную программу основного общего образования. ПООП КАК КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОУ Как предупредить бегство от свободы?
Механизмы реализации стандарта, заложенные в ПОП Оценка результатов овладения ООП Организация образовательного процесса
Оценка результатов освоения ООП внешняя оценка (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами) внутренняя оценка (оценка, осуществляемая самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией).
Итоговая оценка (внешняя и внутренняя) национальные экзамены в форме тестирования; экзамены на уровне образовательного учреждения: содержание, форму и порядок проведения определяет само ОУ с участием детей, родителей, учредителей; итоговая оценка и фиксация внеучебных достижений выпускников.
Внутренняя оценка предметных и метапредметных результатов -Акцент на формирующее оценивание; - различная контрольно-оценочная деятельность ученика и педагога; - экспертный характер оценки; - уровневый характер промежуточной аттестации; - индивидуальный прогресс
Контрольно-оценочная деятельность ученика Оценочные листы и задания для самоконтроля Творческие задания по теме Проверочные работы Портфолио («портфель» ученика)
Контрольно-оценочная деятельность учителя Г.К.Честертон: «Мы приходим в школу, чтобы изучать наших учителей» Учитель должен создать условия для полноценной оценки самим учащимся своих результатов: – оценивать самостоятельную работу учащихся только по их запросу; самооценка учащихся должна предшествовать оценке учителя; – оценивать учащихся относительно их собственных возможностей и достижений; – оценивать деятельность учащихся только по совместно выработанным критериям оценки данной работы.
Организация образовательного процесса Новый формат учебного плана Новый тип расписания
Новая модель учебного плана чередование урочных и внеурочных форм учебной деятельности, включение в образовательный процесс внеучебных видов деятельности Новые результаты не могут быть достигнуты за счет старых форматов работы с детьми 60% урочные формы работы- 40 % внеурочные и внеучебные формы работы
Содержание образования и способы его организации Разновозрастное сотрудничество Письменная дискуссия Проектная задача: внеурочные форматы работы Контрольно-оценочная деятельность Работа с «картой знаний» как средство построения индивидуальной образовательной траектории
Примерный учебный план: вариант 1 ОбластьПредметКол-во часов 1. Обязательная часть (учебная деятельность в урочной форме) – 60% ФилологияРусский язык Литература Английский 516 Математика и информатика Алгебра Геометрия 413 Общественно- научные дисциплины История Обществознание География 231 Естественно- научные дисциплины Физика Биология География Химия 434 Итого по п.1:… 1995 ОбластьПредметКол-во часов 2.Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса (внеурочные формы учебной деятельности, внеучебные виды деятельности) – 40 % Пятидневная учебная неделя Проектная и учебно- исследовательская деятельность 140 Социальная практика 105 Итого по п. 2.… Вариативная часть (внеучебные виды деятельности) Итого по п.3… 1050 ВСЕГО: 4375
Нелинейное расписание Занятия7 класс8 класс9 класс Лаборатории и мастерские (по выбору) 9.30 – Погружение по географииПогружение по физике Погружение по истории – Соревнование по русской лапте между 7-9 классами (1 тур) – Математический практикум Авторские (преподавательские) проектные мастерские (по выбору учащихся) – Уровневые группы по английскому и французскому языку Обеденный перерыв, отдых Дискуссионный клуб «Проблемное кино»- «Эусперимент-2» (Германия), работа в проектных и исследовательских группах, элективные курсы, индивидуальные (групповые консультации) – Театральная студия, фотостудия, пресс-центр, тренинг, спортивные секции
ОбластьУчебные предметы Обязательная - 60% Вариативная – 40% Всего 1. Обязательная и вариативная часть учебной урочной и внеурочной деятельности ФилологияРусский язык, литература,английский Математика и информатикаАлгебра, геометрия Общественно-научные предметы История, обществознания Естественно - научные предметы Физика, химия, биология, география Итого по п Вариативная часть по выбору учащихся Элективные курсы, рефлексивные сессии Вариативная часть (внеучебные виды деятельности) Тренинги, лаборатории1050
Мониторинг успешности реализации стандарта начальной школы Объекты мониторинга: – Система оценки образовательных результатов: готовы ли оценивать метапредметные достижения? – Образовательная программа: готовы ли включать во внеурочную деятельность? – Требования к реализации образовательной программы: есть ли обеспечение для формирования метапредметных достижений?