Нравственность есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.
Нравственные (моральные) регулятивы это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали.
Исследование о сформированности понятий нравственность и жизненные идеалы было проведено в ГУО СОШ 12, г. Жлобина. Объект исследования: старшеклассники Предмет исследования: нравственное самосознание и жизненные приоритеты старшеклассников. Задачи: Изучить методическую литературу на тему нравственности; Изучить психологические особенности личности старшеклассника; Провести интервьюирование на заданную тему; Сделать выводы и представить рекомендации.
Исследование проводилось в 10 Б классе, классный руководитель - Корнеевец Нина Александровна. В классе 24 человека, из них 12 девочек, 12 мальчиков. Учащимся задавались индивидуально следующие вопросы: Как вы понимаете термин нравственность? Какие для вас самые главные ценности в жизни? Было опрошено 24 человека.
На первый вопрос: Как вы понимаете термин нравственность? 62,5 % учащихся ответили, что это личностно важное качество, необходимое для правильной жизненной позиции и отношений между людьми. А 37,5% ответили, что не понимают смысл этого термина.
На второй вопрос: Какие для вас самые главные ценности в жизни? 83% ответили, что это здоровье близких и достижение поставленных целей, а 17% ответили личностный рост.
Т.о, исходя из полученных данных можно сделать следующие выводы: 1. В общем у учащихся 10 Б класса имеется представление и понятии нравственность; 2. Но необходимо более усердно осуществлять работу по формированию правильной жизненной и нравственной позиции; 3. Психологические особенности личности старшеклассника оказывают прямое воздействие на становление жизненной позиции; 4. Гендерные различия показывают характерность ответов девочек и мальчиков. Рекомендации: Педагогическому коллективу СОШ 12 необходимо уделять больше внимания нравственному воспитанию личности старшеклассника; Службе СППС помощи необходимо разработать программы по коррекции жизненных представлений; Провести круглые столы на тему нравственности, организовать общественные акции; В нравственном воспитании необходимо задействовать самих старшеклассников; Разработка жизненного плана и жизненной программы старшеклассников. Т.о, исходя из полученных данных можно сделать следующие выводы: 1. В общем у учащихся 10 Б класса имеется представление и понятии нравственность; 2. Но необходимо более усердно осуществлять работу по формированию правильной жизненной и нравственной позиции; 3. Психологические особенности личности старшеклассника оказывают прямое воздействие на становление жизненной позиции; 4. Гендерные различия показывают характерность ответов девочек и мальчиков.
Рекомендации: Педагогическому коллективу СОШ 12 необходимо уделять больше внимания нравственному воспитанию личности старшеклассника; Службе СППС помощи необходимо разработать программы по коррекции жизненных представлений; Провести круглые столы на тему нравственности, организовать общественные акции; В нравственном воспитании необходимо задействовать самих старшеклассников; Разработка жизненного плана и жизненной программы старшеклассников.
Выполнила студентка группы СП-34 Михальцова Юлия