© МОУ Пречистенская СОШ Первомайский МР Авторы: учащиеся 9 а класса, Булыгина Наталия Владимировна, учитель литературы. 2007
«Будущее оценит достойно сию комедию и поставит её среди первых творений народных» (А. Бестужев)
Аннотация Данный проект информационный, предназначен для учащихся 9 класса. Проект является среднесрочным Особенность проекта – изучение драматического произведения учащимися в проектной деятельности (в форме учебного проекта), что облегчает восприятие и усвоение данного произведения. Проект разработан в рамках программы по литературе Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла» по системе РО Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Аннотация Учебный проект развивает такие общие учебные умения: интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы); творческие (умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения задачи, проблемы, умения прогнозировать последствия тог или иного явления); коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником).
Создание проблемной ситуации и постановка проблемного вопроса выполняется на вводном уроке: используется презентация учителя, фотографии, иллюстрации к комедии. Результатом проекта будут: презентации, веб-сайт, буклет, бюллетень, доклады. Итоги проекта будут подведены на внеклассном мероприятии «Литературные чтения». Аннотация
Образовательная цель: Продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного (драматического) произведения.
Развивающая цель: Способствовать развитию культуры языка, культуры чтения, информационной культуры.
Воспитательная цель: Способствовать формированию коммуникативной культуры, читательской компетенции.
Основополагающий вопрос: А судьи кто?
Проблемный вопрос: Горе уму или горе от ума? Постановка проблемы
Частные вопросы: 1.Кто он: драматург? военный? дипломат? музыкант? политик? 2. Какова проблема жанра комедии? 3. В чём состоит нравственный конфликт комедии? 4. В чём особенность системы персонажей комедии? 5. «Приезд не в пору мой?»
Частные вопросы: 1.Кто он (Грибоедов): драматург? военный? дипломат? музыкант? политик? 1.1. А.С. Грибоедов: жизнь и судьба (презентация, бюллетень).презентациябюллетень 1.2. Современники о писателе и его творении (буклет).буклет 1.3. Творческая история комедии (буклет).буклет
Частные вопросы: 2. Какова проблема жанра комедии? 2.1. Традиции и новаторство комедии (презентация).презентация 2.2. Новаторство языка (крылатые фразы, афоризмы), (публикация).публикация
Частные вопросы: 3. В чём состоит нравственный конфликт комедии по мнению автора? 3.1. «Век нынешний» и «век минувший» (презентация).презентация
Частные вопросы: 4. В чём особенность системы персонажей комедии? 4.1. Система персонажей (презентации 1, 2, 3, 4, бюллетень, сообщение).1234бюллетень
Частные вопросы: 5. «Приезд не в пору мой?» 2.3. Грибоедов на русской сцене (сообщение 1, 2).12
Этапы: 1. Подготовительный - 1 урок (20 минут).
Этапы: 1.Подготовительный - формулирование основополагающего вопроса.
1. Подготовительный - формулирование проблемного вопроса. Этапы:
1. Подготовительный - создание проблемной ситуации. Этапы:
2. Проектировочный - 2 урок (20 минут). Определение тем исследования. Этапы:
2. Проектировочный - 2 урок (20 минут). Формулирование частных вопросов.
Этапы: 2. Проектировочный - 2 урок (20 минут). Формирование групп. Разработка критериев оценки. Координация работы.
3. Практический - 3 недели. Сбор материала. Создание презентаций и публикаций. Работа над веб-сайтом. Координация работы. Этапы:
3. Практический - 3 недели. Творческая мастерская.
Этапы: 4. Контрольно-коррекционный - 1 урок. Самооценка. Координация работы.
5. Заключительный - 1 час. Представление (презентация проекта.) Координация работы. Создание портфолио проекта. Этапы:
Литература: 1.Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. Грибоедов – М., 1994 г.; 2. Влащенко В. Чацкий и софья – М., Литература, 12, 1995 г.; 3. Гладыш И. Горе от ума. Страницы истории – М., 1971г.; 4. Грибоедов А.С. Горе от ума – М., 1985 г.; 5. Гордина А.М. Грибоедов А.С. В русской критике: сборник статей – М., 1958 г. Литература:
1. Орлов В.Н. Грибоедов. Краткий очерк жизни и творчества – М., 1980г.; 2. Орлов А.С. Язык и стиль русских писателей – М., 1948 г.; 3. Кожевников В. Горе … от ума? – М., Литература, 3, 1993 г.; 4. Мезенцева Л. Летящий чепчик – М., Литература, 5, 1995 г.; 5. Пиксанов Н.К. Грибоедов. Исследования и характеристики – М., 1960 г.; 6. Филиппов В.А. «Горе от ума» Грибоедова на русской сцене – М., 1956 г.