Диагностика, контроль
Источник: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ТЬЮТОРОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОМАНД «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВВЕДЕНИЯ КУРСА "ОРКСЭ" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» Нижний Новгород 2012 Авторы-составители: С.А.Максимова, проректор по научной и проектной деятельности, д.ф.н. и другие
Наличие локальных актов в ОУ Примерный перечень локальных актов муниципальных органов управления образованием: Приказ об утверждении состава рабочей группы, плана мероприятий подготовки введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»; Приказ о проведении курсов повышения квалификации для педагогов (тьюторов) по преподаванию модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»; Приказ о проведении мониторинга введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»; Приказы управления образования, регламентирующие введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» На уровне образовательного учреждения основной задачей руководителя является разработка и обновление локальных актов, обеспечивающих введение курса ОРКСЭ. В первую очередь это касается внесения изменений в образовательную программу, учебный план и систему контроля за их реализацией, так как это относится к прямой компетенции образовательного учреждения (ст. 32.2, п.п. 6), 7), 8), 15), 23) Закона РФ «Об образовании».
Примерный перечень мероприятий в ОУ по реализации курса ОРКСЭ создание и утверждение приказом руководителя ОУ рабочей группы по введению курса, в т.ч. определение координатора (тьютора) для осуществления организационно-методического сопровождения введения курса ОРКСЭ разработку и утверждение приказом руководителя плана мероприятий по подготовке введения курса ОРКСЭ; разработку должностных инструкций или внесение изменений в должностные инструкции работников, разработку дополнительного соглашения к трудовому договору. Определение необходимых изменений для внесения в ДИ, уведомление работников о внесении изменений в должностные инструкции); внесение дополнений в положение об оплате труда в части касающейся возможности материального стимулирования работников, участвующих в организации и введении курса ОРКСЭ формирование заявки на организацию повышения квалификации педагогических работников, принимающих участие во введении учебного курса ОРКСЭ в 4 классе по каждому выбранному модулю в муниципальные органы управления образования формирование заявки на приобретение учебников по курсу ОРКСЭ в муниципальный орган управления образованием; разработку рабочей программы учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Мониторинг введения курса ОРКСЭ Мониторинг – процесс непрерывного научно-обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием и развитием системы образования. Цель мониторинга введения курса ОРКСЭ - создание информационных условий для формирования целостного представления о качественных и количественных изменениях в системе образования ОУ или муниципального района в условиях внедрения курса. Объекты мониторинга: участники образовательной деятельности: педагоги, учащиеся, родители, руководители ОУ; образовательная деятельность: условия, организация, содержание, результаты; образовательная система района в целом; Субъекты мониторинга: руководители ОУ руководители муниципальной системы образования методисты муниципальных методических служб представители муниципальных и школьных родительских советов (для проведения общественного контроля)
Предмет мониторинга Предмет мониторинга - конкретные изменения в рамках введения курса ОРКСЭ: новообразования учебного процесса (получение обучающимися знаний) и новообразования личности (изменения в поведении обучающегося, в его взаимоотношениях с окружающими); изменения в создании условий для духовно- нравственного развития обучающихся (организационных, материально-технических, информационных, кадровых) изменения в методах управления ОУ; уровень удовлетворенности ходом и результатами введения всех участников образовательного процесса:
Технология мониторинга состоит из этапов работы с информацией: подготовительный этап: определение целей, задач, объекта, предмета мониторинга, пакета измерителей с помощью которых происходит сбор информации (тесты, анкеты, диагностические опросники, структурированные наблюдения и т.п.),критериальной базы и инструментария обработки информации; практический этап: проведение мониторига, обработка информации, создание информационно-методического банка хранения информации; аналитический этап: выявление закономерностей, тенденций, изменений в объектах мониторинга.
Опросник для родителей
Анкета для обучающихся
Опросник для педагогов
Опросник для руководителя ОУ 1. Как Вы относитесь к введению в учебный процесс Вашей школы нового курса «Основы религиозных культур и светской этики»? (нужное подчеркнуть) поло¬жительно скорее положительно безразлично скорее отрицательно отрицательно затрудняюсь ответить 2. В чм Вы видите положительное значение введения курса? (нужное подчеркнуть) расширение кругозора детей духовное и культурное развитие детей воспитание культуры межнационального общения, уважение к культурным, религиозным традициям народов России формирование уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям приобретение знаний о различных культурах, вероисповеданиях формирование уважительного отношения к старшим другое________________________________ 3. В чем Вы видите риски, связанные с введением курса? (нужное подчеркнуть) дополнительная нагрузка на школьника принудительное навязывание одного из модулей обособление школьников по мировоззрению или национальной принадлежности снижение уровня терпимого отношения к культурным, конфессиональным и религиозным различиям другое______________________________________________ затрудняюсь ответить