Секция «Развитие сети общеобразовательных учреждений Томской области: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства» Координатор: Шушпанова Ольга Васильевна – начальник отдела развития образования Департамента общего образования Томской области. Федеральный эксперт: Бацин Владимир Константинович
Структура и организация деятельности по реализации сетевого плана-графика. Дорожная карта 4 направления КПМО состоит из нескольких линий: -аналитическая; -нормативно-правовая; - методическая; - мониторинговая; - модельная. Разработана структура управления 4 направлением проекта: -областной Координационный совет; -региональная стратегическая команда; -региональная рабочая группа; -муниципальный Координационный совет; -муниципальная стратегическая команда.
Выявленные риски КПМО при моделировании муниципальных моделей развития сети общеобразовательных учреждений: -неготовность кадров к модернизации общего образования; -отсутствие нормативно-правового обеспечения модернизации сетей и МКШ; -низкая степень развития транспортной и иной инфраструктуры; -низкое качество социокультурной среды и слабая степень включения в процессы модернизации образовательной среды (в отдельных муниципальных образованиях); -проблемы развития сети ОУ повышенного уровня; -новая система оплаты труда в разных типах ОУ; -переоценка возможностей проведенной компьютеризации.
Проблемы выбора оптимальных моделей общеобразовательных учреждений и МКШ в условиях НСОТ Недостатки модернизации сельских муниципальных образовательных систем объективно обусловлены наличием противоречий между: потребностями развития инновационного сектора экономики в современном образовании и ограниченными ресурсными возможностями сельских муниципальных образовательных систем, отсутствием концепции их устойчивого развития в новых финансово-экономических и нормативно-правовых условиях деятельности; инвариантными отдельными методиками развития образования (Концепции реструктуризации сети ОУ, находящихся в сельской местности, предпрофильной подготовки, профильного обучения и др.) и потребностью в теоретическом обосновании и использовании вариативных комплексных педагогических механизмов модернизации сельских образовательных систем в силу социально-экономической, гео-территориальной, природно-климатической неоднородности регионального и муниципального пространства России;
Проблемы выбора оптимальных моделей общеобразовательных учреждений и МКШ в условиях НСОТ потребностями субъектов образовательного процесса в широком спектре образовательных услуг в рамках введения обязательного полного среднего образования, отдельных его уровней (предшкольного, профильного, допрофессионального и др.) и сохранение локального образовательного пространства, низкая степень формирования муниципальных образовательных сетей сельских муниципальных образований; возрастающими требованиями к уровню и качеству подготовки подрастающего поколения и недостаточном качестве образовательных услуг, предоставляемым определяющим компонентом муниципальных образовательных систем - сельской школой, в том числе и малокомплектной (как в силу специфики ее деятельности, так и по причинам слабой концентрации внимания на результатах обучения и воспитания; сохранении традиционной конструкции педагогического процесса, в том числе и низкой степени использования педагогических технологий); необходимостью модернизации сельских муниципальных образовательных систем и слабой подготовленностью кадров, направленных на поддержание традиционных моделей обучения и воспитания в сельских образовательных учреждениях.
В Томской области выделяют следующие этапы развития сети этап оптимизации сети ОУ; этап реструктуризации сети ОУ, находящихся в сельской местности; этап формирования профильных сетей 2005 и далее этап перехода на НДФ и модернизация МКШ; Модели муниципальных сетей: -образовательные округа трех видов; -классические педагогические ассоциации; -локальные сети МКШ; -сети профильного обучения. Проблемы развития сетей связаны с формированием вариативных образовательных программ для удовлетворения запросов социума и обучающихся, проблемы включения МКШ в ТС.
Модели ТС и МКШ Тип районаМодели МКШМодели ТС Пригородный Начальные, начальные с 5–6 классами, основные ОУ Сетевые, внутрипоселковые, специализированные, свободные Центральный Начальные, начальные с 5–6 классами, основные, средние ОУ, МКШ разновозрастного обучения, МКШ с частично разновозрастным обучением Сетевые, внутрипоселковые, специализированные (в условиях дистанционного образования) Отдаленный МКШ разновозрастного обучения, МКШ с частично разновозрастным обучением Внутрипоселковые, специализированные (в условиях дистанционного образования)
Типологизация МКШ -по численности обучающихся: МКШ разновозрастного обучения, частично разновозрастного обучения; -по видам МКШ: НОШ (1/3), ООШ (1/3), СОШ (1/3); -по признаку отдаленности: 21% пригородных, 23% центральных, 66% отдаленных. -качество обучения (знаньевый характер)- соответственно по 1/3 всех МКШ; -качество обучения (компетентностно-ориентированный характер)-75% всех ОУ ориентированы на формирование социальных компетенций; 13%- гражданские, 12% коммуникативные; -по нормативно- правовым моделям: НОШ (традиционные, филиалы, КОЦ); ООШ, СОШ (ССК, центры непрерывного и профессионального образования). В настоящее время разработаны: -модели формирования содержания образования в МКШ; -технологический пакет разновозрастного обучения; -систему программ ПК; -систему финансирования МКШ.
Характеристика сети ОУ Томской области Транспортная доступность: 23,2% всех ОУ располагается на расстоянии до 3 км, 36,8% всех ОУ- на расстоянии возможного подвоза учащихся (до 20 км), 40% всех ОУ являются отдаленными. Демографическая ситуация: Продолжается сокращение численности детей в Каргасокском, Кожевниковском, Асиновском районах. Сохраняется стабильное число детей и подростокв в Верхнекетском, Бакчарском, Александровском, Зырянском, Колпашевском, Шегарском, Кривишеинском, Молчановском, Чаинском районах, г. Кедровом. Значительный рост субъектов образовательного процесса наблюдается в Первомайском. Парабельском районах, г.Томске 123 ОУ работают в пределах норматива. На сегодняшний день зафиксированы основные направления развития сети ОУ -В 143 ОУ реализуются программы предшкольного образования -В 6 отдаленных районах (Верхнекетском, Молчановском, Колпашевском и др.) организовано дистанционное обучение -3 МО обладают повышенным уровнем образования- открыты лицейские классы -Профильное обучение организовано достаточно оптимально во всех районах Томской области.
Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений в сельских районах с неразвитой транспортной сетью: создание центров и систем дистанционного обучения; внедрение современных педагогических технологий (комплексных, разновозрастных, модульных, интегральных, информационных и других
Перспективы развития сети общеобразовательных учреждений Томской области. создание учебно – методических комплексов (УМК) для дистанционного обучения и разработка методических рекомендаций по совершенствованию содержания образования и организации учебного процесса модернизация содержания образовательных программ и внедрение продуктивных (развивающих) образовательных технологий. внедрение моделей предпрофильного и профильного обучении; организация масштабных педагогических экспериментов федерального и областного уровней по отработке новой структуры и содержания образования в рамках компетентного подхода; внедрение информационных технологий в ходе программ и проектов компьютеризации и информатизации образовательных учреждений.