Модель функционирования распределённого регионального хранилища актуального педагогического опыта Сапегин К.В., руководитель регионального методического центра ГОУ ЯО «Институт развития образования», председатель ЯРОО «Учитель года», кандидат искусствоведения
Основание В педагогике действуют технологии особого рода, человеческие технологии, и это означает невозможность относиться к ним с позиции «пользователя», неизбежность наполнения их своими собственными смыслами и значениями Кларин М.В. «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках» - М.: Арена,1994, стр.6
Основные направления работ, приводящие к изменению социокультурной ситуации: Формирование средств и способов соорганизации активно действующих субъектов. По сути – соорганизация различных позиций через построение широкой системы связей между образова- тельными учреждениями, социальной средой района, округа, города, региона по ключевым проблемным вопросам.
Стратегия Воздействовать: –стимулировать со-участие в акциях и мероприятиях (гранты, стипендии, рейтинги); –со-проектировать образовательный процесс (тьюторство, организация самостоятельной работы, индивидуальные образовательные маршруты); –сопровождать события в жизни ребенка (портфолио, стратегии успеха, Я-технологии); –маршрутизация и интеграция (технологические карты, рефлексивные дневники, гайды)
Описание кейсов проблемных ситуаций Разработка и описание «кейсов», которые могут стать основанием для самоподготовки специалистов (с выходом на защиту портфолио профессионала, экстернат в повышении квалификации). Тиражирование эффективных решений («под ключ») Проведение выставок опыта, мастер-классов, инновационных форумов, на которых идет презентация алгоритмов и способов эффективных решений тех или иных актуальных проблем сферы образования. «Выращивание» инновационного содержания по целевому заказу Разработческая и экспериментальная деятельность по целевому заказу учредителя (например, в рамках МЭП, РЭП), позволяющая как сформировать новую практику, так и создать условия для её тиражирования. Содержание
Понимающая экспертиза Основной функцией экспертизы становится не квалификация или оценка инновационного проекта, а его дооформление и выращивание до нового уровня транслируемости. Решающее значение приобретает не экспертная интерпретация, а помощь автору в самовыражении, становлении его собственного уникального опыта. Эксперт должен понять и воспроизвести замысел автора, понять, что значит замысел для самого автора, т.е. на какое-то время стать им, а не выступать в качестве инспектора или наблюдателя. Главная проблема понимающего диалога – позволить себе понимать другого.
Требования Критерии и показатели качества ресурсов (стандарт отбора, фильтр) «Сертификация информации» (нормы обмена информацией, закрепление ролей автора, поставщика ресурсов, методиста, тьютора, пользователя и т.д.) Постоянная актуализация материалов
Образовательный сервис Индивидуализация образовательного процесса Оформление контента в удобной для пользователя форме Разработка интерактивных технологий
Теория
Среда проектирования и реализации ИОМ Проектирование самостоятельной работы (разведение содержания программы на маршруты) Предъявление маршрута (маршрутные листы) Акцент на «электронные рабочие тетради» (теория – средство информационной поддержки, практикум – решение конкретной проблемы, кейса, контроль – тесты – самопроверки)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Региональный методический центр ГОУ ЯО «Институт развития образования» Конт. тел