Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы ЛУШНИКОВОЙ СВЕТЛАНОЙ АНАТОЛЬЕВНОЙ
Орфографическая разминка В каком случае возможно только одно написание, независимо от значения? ( ПО)этому, изморо(З/С)ь, (НЕ/НИ)чьих, запиш(И,Е)те, плач(Ь,-), та(ЖЕ).
Задание 1. Списать предложения, расставить знаки препинания в нём. Определить вид придаточного, построить схемы предложений. 1.Хочу чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет 2. Детство это путешествие которое никому не удалось совершить дважды.(В.Санин) 3. Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится если говорят об нем с неуважением.(А.Пушкин) Творческое задание
1.На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные? 2.Назовите средства связи СПП с придаточными определительными и изъяснительными. 3.Что вам известно о СПП с придаточными обстоятельственными? 4.Перечислите виды придаточных обстоятельственных. 5.На какие вопросы отвечают придаточные определительные? Вопросы
Задание 2. Анализ предложения Задание 2. Анализ предложения Надев широкий боливар Онегин едет на бульвар и там гуляет на просторе пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед. (А.Пушкин) 1.Расставить знаки препинания в предложении и объяснить их. 2.Построить схему предложения.
Сложноподчинённые предложения с придаточными места. Цель: 1.формирование умений отличать их от других видов придаточных; 2.совершенствование пунктуационных навыков. 3.формирование умений распознавать придаточные места
Работа с учебником Прочитайте предложения. Рассмотрите и сравните их схемы. Укажите различия в строении и значении этих предложений. Прочитайте предложения. Рассмотрите и сравните их схемы. Укажите различия в строении и значении этих предложений. 1) 1) Медведь остановился там, где только что стоял лось. […там], ( союзное сл. где…). […там], ( союзное сл. где…). 2) 2) Медведь остановился на той поляне, где только что стоял лось. […той + сущ.], ( союзное сл. где…). […той + сущ.], ( союзное сл. где…).
Придаточные предложения места Таблица Отвечают Отвечают на вопросы Относятся Место придаточного Средства связи Где?Куда?Откуда? Ко всему главномупр-июсвободное Союзные слова: где, куда, откуда
Творческое задание Выпишите только те предложения, в состав которых входят придаточные места Выпишите только те предложения, в состав которых входят придаточные места А. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой. Б. Теперь море пшеницы шумит там, где когда- то шла война. В. Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. Г. Не знаю, где он нашёл этот экземпляр. Д. Я смотрел туда, где толпились люди.
Ответы к заданию Б В Д Б В Д А – придаточное определительное – дом (сущ.) - какой?; А – придаточное определительное – дом (сущ.) - какой?; Г – придаточное изъяснительное – не знаю (глагол) – чего? Г – придаточное изъяснительное – не знаю (глагол) – чего?
Итоговый тест Задание 1. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите номера выбранных для ответа предложений). Знаки препинания не проставлены А. Куда ни обращаю взор кругом синеет мрачный бор. Б. Голицыно где мы проводили лето встретило нас разноголосым ребячьим хором. В. Я не знаю где граница меж товарищем и другом. Г. Солоха долго думала где ей спрятать гостя. Д. В том месте где зашло солнце небо ещё грело багряными полосами.
Задание Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания. 1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания. А. Б. В. Г. Д. А. Б. В. Г. Д. 2. Найдите СПП, в которых придаточное стоит в середине главного. 2. Найдите СПП, в которых придаточное стоит в середине главного. А. Б. В. Г. Д. А. Б. В. Г. Д. 3. Укажите СПП с придаточным места. 3. Укажите СПП с придаточным места. А. Б. В. Г. Д. А. Б. В. Г. Д. 4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным. 4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным. А. Б. В. Г. Д. А. Б. В. Г. Д. 5. Найдите СПП с придаточным определительным. 5. Найдите СПП с придаточным определительным. А. Б. В. Г. Д. А. Б. В. Г. Д.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ На стр учебника повторить опорную схему На стр учебника повторить опорную схему Из упр.129 выписать предложения с придаточными места; Из упр.129 выписать предложения с придаточными места; Индивидуально (опережающее задание): используя таблицу учебника «Виды придаточных обстоятельственных», составить опорную схему «Сложноподчиненные предложения с придаточными Индивидуально (опережающее задание): используя таблицу учебника «Виды придаточных обстоятельственных», составить опорную схему «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени» времени» Разобрать ЗСП-4 Разобрать ЗСП-4
Спасибо за активную работу на уроке!