Гласные о, ё после шипящих в корне слова Бабичева Елена Янтимеровна, учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории 1 квалификационной категории
Содержание презентации Тема урока……………………………………………………...3 Тема урока……………………………………………………...3 Тема урока……………………………………………………...3 Тема урока……………………………………………………...3 Литература……………………………………………..……….4 Литература……………………………………………..……….4 Литература……………………………………………..……….4 Ход урока………………………………………….…………….5 Ход урока………………………………………….…………….5 Ход урока………………………………………….…………….5 Ход урока………………………………………….…………….5 Тест…………………………………………………… Тест…………………………………………………… Тест…………………………………………………… Объяснение нового материала…………………………….31 Объяснение нового материала…………………………….31 Объяснение нового материала…………………………….31 Объяснение нового материала…………………………….31 Физкультминутка………………………………………...……39 Физкультминутка………………………………………...……39 Физкультминутка………………………………………...……39 Практическое задание(закрепление материала)……………………………………………………..40 Практическое задание(закрепление материала)……………………………………………………..40 Практическое задание(закрепление материала)……………………………………………………..40 Практическое задание(закрепление материала)……………………………………………………..40 Подведение итогов урока……………………………………45 Подведение итогов урока……………………………………45 Подведение итогов урока……………………………………45 Подведение итогов урока……………………………………45 Домашнее задание…………………………………………...46 Домашнее задание…………………………………………...46 Домашнее задание…………………………………………...46 Домашнее задание…………………………………………...46
Тема урока «Гласные О, Ё после шипящих в корне слова»Тема урока «Гласные О, Ё после шипящих в корне слова» Цель урока: знакомство с правописанием о, ё после шипящих в корне слова ; развитие умения применять данную орфограмму ; совершенствование навыков в определении морфем ; расширении лексикона учащихся Цель урока: знакомство с правописанием о, ё после шипящих в корне слова ; развитие умения применять данную орфограмму ; совершенствование навыков в определении морфем ; расширении лексикона учащихся Тип урока: объяснение нового материала Тип урока: объяснение нового материала В содержание
Литература: 1) Бунеева Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык. Учебник для 5-ого класса основной школы – М. : Баласс, 2007 г. 1) Бунеева Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык. Учебник для 5-ого класса основной школы – М. : Баласс, 2007 г. 2) 2) В содержание
Ход урока: 1. Организационный момент 2. Орфографическая пятиминутка В содержание
Слайд 1 Слайд 1 Др…жать от холода Др…жать от холода a)«о» «о»«о» b)«а» «а»«а» Прол…вной дождь Прол…вной дождь a)«е» «е»«е» b)«и» «и»«и» Брош…ра Брош…ра a)«ю» «ю»«ю» b)«у» «у»«у» Во…зал Во…зал a)«к» «к»«к» b)«г» «г»«г» Дальше
Посв…тить фонарём a)«е»«е» b)«я»«я» Ж…ри a)«ю»«ю» b)«у»«у» Рю…зак a)«к»«к» b)«г»«г» Пот…нул за рукав a)«я»«я» b)«е»«е» Дальше
Г…ризонт a)«о»«о» b)«а»«а» Уд…вительная картина a)«и»«и» b)«е»«е» Извес…ный актер a)«т»«т» b)«_»«_» В содержание
Дрожать от холода Дальше
Дражать от холода Ещё раз Дальше
Проливной дождь
Ещё раз Дальше Пролевной дождь
Дальше Брошюра
Ещё раз Дальше Брошура
Дальше Вокзал
Ещё раз Дальше Вогзал
Дальше Посветить фонарём
Ещё раз Дальше Посвятить фонарём
Дальше Жюри
Ещё раз Дальше Жури
Дальше Рюкзак
Ещё раз Дальше Рюгзак
Дальше Потянул за рукав
Ещё раз Дальше Потенул за рукав
Дальше Горизонт
Ещё раз Дальше Гаризонт
Дальше Удивительная картина
Ещё раз Дальше Удевительная картина
Дальше Известный актер
Извесный актер Ещё раз Дальше
3. Объяснение нового материала
Чёрный Чёрный Шёпот Шёпот Жёлтый Жёлтый Щёлка Щёлка Выделите во всех словах корень, поставьте ударение. Выделите во всех словах корень, поставьте ударение. Какой звук вы слышите в корне? Какой звук вы слышите в корне? Какие согласные стоят перед этой гласной? Какие согласные стоят перед этой гласной? Назовите тему урока, исходя из данных наблюдений Назовите тему урока, исходя из данных наблюдений А теперь сформулируйте правило. А теперь сформулируйте правило. Сравним с правилом в учебнике на стр.35 Сравним с правилом в учебнике на стр.35
Попробуйте подобрать к словам жёлтый, шёпот, чёрный однокоренные слова – глаголы, а к слову щёлка – однокоренное существитель- Попробуйте подобрать к словам жёлтый, шёпот, чёрный однокоренные слова – глаголы, а к слову щёлка – однокоренное существитель- ное. ное. Какую закономерность вы заметили? Какую закономерность вы заметили?
Жёлтый -желтеть Жёлтый -желтеть Шёпот – шептать Шёпот – шептать Чёрный – чернеть Чёрный – чернеть Щёлка - щель Щёлка - щель В корне слова после шипящих под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово, где в корне пишется буква е В корне слова после шипящих под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово, где в корне пишется буква е СЛАЙД 2
Все ли слова данной орфограммы подчиняются этому правилу? Все ли слова данной орфограммы подчиняются этому правилу? Назовите слова -исключения (крыжовник, шорох, шов, капюшон, мажорный, чопорный). Назовите слова -исключения (крыжовник, шорох, шов, капюшон, мажорный, чопорный). Таких слов в русском языке гораздо больше Таких слов в русском языке гораздо больше Чтобы лучше запомнить слова – исключения предлагаю рифмованное упражнение, которое нужно выучить. Чтобы лучше запомнить слова – исключения предлагаю рифмованное упражнение, которое нужно выучить.
СЛОВА - ИСКЛЮЧЕНИЯ Шоколад, шофер, крыжовник, Шов, шоссе, обжора, шорник, Капюшон, жокей, чащоба, Шорох, чопорный, трущоба СЛАЙД 3
СЛАЙД 4 Шорник – специалист по ремесленным изделиям из кожи. Шорник – специалист по ремесленным изделиям из кожи. Жокей – профессиональный наездник на скачках. Жокей – профессиональный наездник на скачках. Чащоба - густой лес, заросли. Чащоба - густой лес, заросли. Чопорный – чрезмерно строгий и принужденный в соблюдении приличий в поведении. Чопорный – чрезмерно строгий и принужденный в соблюдении приличий в поведении. Трущоба – 1)густо заросшее место; 2)глушь захолустье; 3)грязное и тесное жилье. Трущоба – 1)густо заросшее место; 2)глушь захолустье; 3)грязное и тесное жилье.
Теперь ещё раз посмотрите на слова- исключения и запишите их по памяти. Теперь ещё раз посмотрите на слова- исключения и запишите их по памяти. В содержание
Физкультминутка(выйти из-за парт) Существительное – хлопать Глагол – приседать Прилагательное – подпрыгнуть СЛАЙД 5 Например: синий, встать, ученик…
4. Закрепление 4. Закрепление А сейчас закрепим полученные знания и выполним упражнение 68 (по цепочке у доски с объяснением). А сейчас закрепим полученные знания и выполним упражнение 68 (по цепочке у доски с объяснением). Аккуратная чёлка, ровный шов (искл.), шелковое платье, узорная решетка, зубная щетка, спелый крыжовник (искл.), пугающие шорохи (искл.), плетеная кошелка, вкусная пшенка, желтые желуди. Аккуратная чёлка, ровный шов (искл.), шелковое платье, узорная решетка, зубная щетка, спелый крыжовник (искл.), пугающие шорохи (искл.), плетеная кошелка, вкусная пшенка, желтые желуди. - Составьте устно 2 предложения с этими словосочетаниями. - Составьте устно 2 предложения с этими словосочетаниями. Следующее упражнение 63 направлено не только на совершенствование орфографических умений, но и расширение словарного запаса. Следующее упражнение 63 направлено не только на совершенствование орфографических умений, но и расширение словарного запаса. Упражнение выполняется самостоятельно, затем проверим, поменявшись тетрадями с соседом. (Работу оценивает сосед по парте) Упражнение выполняется самостоятельно, затем проверим, поменявшись тетрадями с соседом. (Работу оценивает сосед по парте)
СЛАЙД 6 Желоб – полукруглое углубление в бревне. Желоб – полукруглое углубление в бревне. Щеголь – человек, любящий наряжаться. Щеголь – человек, любящий наряжаться. Бечевка – тонкая веревка. Бечевка – тонкая веревка. Мажорный – бодрый, веселый. Мажорный – бодрый, веселый. Ожог – обожженное место на ткани организма Ожог – обожженное место на ткани организма
Мальчик нечаянно ожег руку. К счастью, ожог был несильный. Мальчик нечаянно ожег руку. К счастью, ожог был несильный. Обращаю внимание на написание слов: ожог (сущ.) руки ожёг (глаг.) руку Обращаю внимание на написание слов: ожог (сущ.) руки ожёг (глаг.) руку - От чего зависит написание этих слов? - От чего зависит написание этих слов?
СЛАЙД 7 На солнце спину я ожег (глагол) На солнце спину я ожег (глагол) И третий день лечу ожог (существительное), И третий день лечу ожог (существительное), Горела с Ё моя спина, Горела с Ё моя спина, А с О ой-ой! – болит она. А с О ой-ой! – болит она. Запомни и различай! Запомни и различай! Ожог (сущ.) руки ожёг (глаг.) руку Ожог (сущ.) руки ожёг (глаг.) руку
Упражнение 65. Упражнение 65. Выпишите предложения с однородными членами и составьте схемы. Выпишите предложения с однородными членами и составьте схемы. Один у доски Один у доски Гусь запускал свою длинную шею в ведро, доставал себе воду клювом, поплёскивал водой на себя, почёсывал что-то под каждым пером. [=,=,=,=] Гусь запускал свою длинную шею в ведро, доставал себе воду клювом, поплёскивал водой на себя, почёсывал что-то под каждым пером. [=,=,=,=] Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. [=,=]. Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. [=,=]. Опаленные огнем ели, кедры, березы засохли. Опаленные огнем ели, кедры, березы засохли. [-,-,-] [-,-,-] В содержание
5. Подведение итогов урока -Назовите ключевые слова урока? Орфограммашипящие ожог, ожёг корень слова гласные О, Ё В содержание
6.Домашнее задание Правило на странице 65, 67, упражнение 64. В содержание