Арсентьева Галина Николаевна, учитель физики МОУ СОШ 10 г.Кандалакши Мурманской области 2009
I этап Определение цели урока Определение задач урока II этап Актуализация знаний III этап Изучение нового материала: теоретическое обоснование постулатов Бора; знакомство с интерактивной моделью; выполнение виртуального эксперимента; выводы из работы.выводы из работы IV этап Подведение итогов V этап Домашнее задание Источники информации
развитие естественно-научного миропонимания о строении вещества; изучить механизм излучения и поглощения света атомами на основе теории строения атома Резерфорда– Бора; создать необходимые и достаточные условия для проведения виртуального эксперимента: для исследования механизма излучения и поглощения энергии атомами; показать историческую роль противоречия между моделями атома Резерфорда, Бора и опытными фактами. «Электрон также неисчерпаем как и атом». В.И.Ленин
1.Развитие познавательной деятельности учащихся. 2.Изучить механизм излучения и поглощения света атомами. 3.Сформировать понятие дискретного характера излучения и поглощения света атомами. 4.Закрепить умения: работать с интерактивными моделями – освоить интерактивную модель атома по Бору; применять полученные знания в условиях виртуального эксперимента; обрабатывать полученную в ходе эксперимента информацию в графическом виде; работать по заданному алгоритму (по инструкции).
1.Что представляет собой планетарная модель атома? 2.Назови элементы атома, обозначенные на рисунке стрелками. 3. Атом какого химического элемента изображен на рисунке? 4. В чем сущность гипотезы Макса Планка? 5.Чем определяется энергия атома?
Неустойчивость классического атома
Откройте модель «Второй постулат Бора». Вверху слева расположено рабочее поле модели, на котором помещена планетарная модель атома водорода, справа вверху изображены энергетические уровни атома. Ниже энергетических уровней расположены переключатели переходов на энергетические уровни. Внизу модели помещено табло линий спектра и кнопка «Сброс». Добейтесь излучения фотона при переходе с вышестоящего на нижестоящий уровень, согласно таблице 1. Определите длины волн излучаемых фотонов, рассчитайте соответствующие энергии фотонов и занесите данные в таблицу 1. Постройте график зависимости разности энергий стационарных состояний от длины волны излучаемого атомом кванта. Проведите его анализ и определите характер зависимости. Рассчитайте постоянный коэффициент.
Номера уровней6 – 23 – 26 – 34 – 36 – 45 – 4 Начальное значение энергии, Еm, эВ -0,38-1,51-0,38-0,85-0,38-0,54 Конечное значение энергии, Еn, эВ -3,40 -1,51 -0,85 Разность энергий стационарный состояний ΔE = E m – E n, эВ 3,021,891,130,660,470,31 Длина волны, λ, нм
Как объясняется происхождение линейчатых спектров теорией Бора? В чем заключается противоречие планетарной модели строения атома с законами классической физики? Сформулируйте квантовые постулаты Бора.
1. Существительное, определяющее тему синквейна. Ключевое слово содержания. 2. Два прилагательных или причастия, описывающие данное существительное. 3. Три глагола, называющих действия в рамках заданной темы. 4. Смысловая фраза (четыре значимых слова), раскрывающая суть темы или отношение к ней автора, формулирующая идею текста. 5. Заключительное слово - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы, передающий эмоциональное отношение ко всему сказанному.
1.Касьянов В. А. Физика. 11 класс. Электромагнитное излучение. Глава 7. Квантовая теория электромагнитного излучения. § 77. Строение атома. § 78. Теория атома водорода. § 79. Поглощение и излучение света атомом (с. 328–339) 2. Задача части С (ЕГЭ-2008) Предположим, что схема энергетических уровней атомов некоего элемента имеет вид, показанный на рисунке, и атомы находятся в состоянии с энергией Е (1). Электрон, столкнувшись с одним из таких атомов, в результате столкновения получил некоторую дополнительную энергию. Импульс электрона после столкновения с покоящимся атомом оказался равным 1,2' кг'м/с. Определите кинетическую энергию электрона до столкновения. Возможностью испускания света атомом при столкновении с электроном пренебречь.
Берков А.В., Грибов В.А. ЕГЭ:2009:Физика.М.:АСТ:Астрель Касьянов В. А. Физика. 11 класс. Электромагнитное излучение. Глава 7. Квантовая теория электромагнитного излучения. § 77. Строение атома. § 78. Теория атома водорода. § 79. Поглощение и излучение света атомом (с. 328–339) Мякишев Г. Я., Буховцев Б.Б. Физика–11. Глава 9. Атомная физика. § 73. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору (с. 177–179). Интерактивная модель «Второй постулат Бора». f7f8819a2123/ / htmhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/19e31fb0-faf2-bfaa-f147- f7f8819a2123/ / htm Квантовые постулаты Бора.
Арсентьева Галина Николаевна - учитель физики высшей квалификационной категории Спасибо за внимание!