Обобщение материала, изученного в разделе «Речь». Общие понятия о языке, речи, тексте. Урок русского языка в 8 классе по программе М.М.Разумовской 1 Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ Козельской CОШ 3 МО «Муниципальный район «Козельский район» Калужской области Минаковой Татьяной Валериевной 2011
Цели урока: Образовательная: повторить, систематизировать и обобщить известное учащимся по данной теме, тренировать практическое умение определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста; формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, объяснять те художественные приемы и средства, при помощи которых автор достигает реализации своего замысла. Развивающая: развивать умение строить высказывание с учетом существующих норм русского языка, способствовать развитию речи учащихся, развивать логическое мышление и речь учащихся, расширять кругозор. Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, формирование гражданской позиции, нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа. Задачи урока: проверить не только объем и качество усвоения материала, но и глубину осознанности, умения использовать полученные знания на практике; повторить и углубить знания учащихся по теме, организуя индивидуальную работу, фронтальную беседу; с помощью выполнения практических заданий корректировать пробелы в ЗУН учащихся, с помощью заданий выявить типичные ошибки; используя ЦОР, повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом.
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. Д.С.Лихачёв
Содержание Общие понятия Текст Основные признаки текста
Язык - Речь Язык (сумма средств, которые необходимы людям, для говорения или письма) Речь (использование людьми средств общения, язык в работе) Язык – инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть. М.Горький. Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх.
Формы речи
Текст Группа предложений, расположенных в определенном логичном порядке, связанных по смыслу и грамматически, представляющих законченное высказывание на определенную тему. Понять текст – значит понять его тему и основную мысль. Понять текст помогут первое и последнее предложение, опорные слова (слова, образующие смысловую цепочку)
Основные признаки текста: 1) тематическое единство; Тема (о ком или о чем говорится) Микротема (новая мысль в рамках общей темы) Абзац (самая маленькая смысловая часть) Основная мысль (то, к чему призывает текст, чему учит, ради чего он написан)
2) текст характеризуется стилевой и типологической принадлежностью. Стили речи: разговорный научный официально-деловой публицистический художественный Типы речи: описание повествование рассуждение
Использованные материалы: 1.А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», ЕГЭ-2008: Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько, С.И. Львова. - М.: Эксмо, Н.А. Сенина. Русский язык. ЕГЭ – Вступительные экзамены. - Р/Д: Легион, И.Б. Голуб. Стилистика русского языка. – М.: Рольф, Н.С. Валгина. Теория текста. – М.: Логос, А.Я. Кузьма, О.В. Неупокоева, К.В. Прохорова. Русский язык. Комплексная подготовка к Единому государственному экзамену. – М.: Айрис-пресс, В.И. Капинос и др. развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, Е.И.Никитина. Русская речь: учеб. Пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. сред.шк. – М.: Просвещение, 1992.
Слайд Слайд 4 b56d4e7d7a95/ b56d4e7d7a95/ Слайд 5 Слайд content/uploads/2009/06/ _pismo2.jpg Слайд 8 Слайд 9 Слайд 9