МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 9» Мультимедийный проект «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ» Работу выполнили учащиеся 8 «а» класса: Медведская Алина Чижикова Дарья Снежкова Полина Вихрова Алина Потапова Анастасия Руководитель: учитель обществознания Охотникова О.Н. Тихвин 2010
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: ЦЕЛИ: научиться создавать мультимедийный проект в программе Презентации научиться работать с различными источниками информации и делать выводы на основе полученных данных ЗАДАЧИ: рассмотреть межличностные конфликты на примере учащихся 8 «А» класса и выявить их характерные черты способствовать формированию у учащихся толерантного отношения друг к другу
Межличностные отношения – вид деятельности, характеризующийся общением между людьми. Они могут быть деловыми, личными, приятельскими, товарищескими, семейными. Личные отношения складываются на основе частых взаимоотношений.
Наиболее часто чувства людей выражают симпатию, т.е. внутреннее расположение, привлекательность, и противоположное ему – антипатию.
«Общение»-это широкое и многоплановое понятие. При всех различиях в понимании слова «общение» оно означает обмен между людьми определёнными результатами их психической деятельности- усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами. Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека.
Общение зависит от содержания. Под содержанием общения понимают то, что сообщается и как сообщается. Где не хватает культуры общения, могут возникать конфликты.
Конфликт – столкновение разных интересов, взглядов, позиций, мнений, стремлений: серьёзное разногласие; спор, грозящий осложнениями. Ситуации, включающие либо противоположные цели или средства их достижения; либо несовпадение интересов, желаний сторон.
Конфликт начинает развиваться, когда одна из сторон совершает действия, ущемляющие интересы другой стороны. Если другая сторона отвечает тем же, конфликт из возможного (потенциального) становится реальным, развивающимся.
Специалисты в области конфликтологии различают конструктивные конфликты (стороны в них не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений) и неконструктивные (одна из сторон прибегает к нравственно осуждаемым действиям) В нашем классе чаще происходят неконструктивные конфликты.
В условиях конфликта применяются различные стратегии поведения: 1)Избегание 2)Приспособление 3)Соперничество 4)Компромисс 5)Сотрудничество Учащиеся нашего класса в большинстве случаев прибегают к сотрудничеству.
Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации. 1 вариант - уход от ситуации. 2 вариант – отношения «переговоров» или «торга». 3 вариант – отношения «борьбы»
Сводная таблица социологических наблюдений за учащимися 8 «а» класса (октябрь 2009 г. – январь 2010 г.) день недели, число времяучастникиместоформа конфл икта причи на конфл икта выходколиче ство участн иков на уроке на перемене после уроков девочки мальчики Девочки+мальчики кабинет коридор двор избегание приспособление соперничество компромисс сотрудничество Понеде льник КОНСТРУКТИВНЫЙ – 5 НЕКОНСТРУКТИВНЫЙ НЕУВАЖЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ДРУГ К ДРУГУ (НЕУДАЧНАЯ ШУТКА) 2.НЕУВАЖЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ (НАРУШЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, ПЕРЕСАДКА УЧАЩИХСЯ) вторник среда четверг пятница суббота ИТОГ
В нашем классе конфликты бывают не часто. В основном они связаны с мелкими бытовыми проблемами, но бывают и серьёзные ссоры. Результаты тестирования проведённого среди учеников нашего класса говорят о том, что это может быть связано с определёнными личными качествами учащихся.
БаллыВсеДевочкиМальчики Результаты тестирования «Конфликтны ли вы?» Из 20-ти человек, опрошенных в нашем классе, пять человек имеют высокий уровень конфликтности и одиннадцать - очень высокий уровень конфликтности.
УМЕНИЕ СТРОИТЬ СВОИ ОТНОШЕНИЯ ТАК, ЧТОБЫ КОНФЛИКТ НЕ РАЗРУШАЛ ОБЩЕНИЕ, А ПОМОГАЛ НАХОДИТЬ КОМПРОМИССНОЕ РЕШЕНИЕ, - БОЛЬШОЕ ИСКУССТВО. УВАЖЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ, ПРИЗНАНИЕ ЗА НИМ ПРАВА НА СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, ГУМАННЫЙ ВЗГЛЯД НА ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ МОПОГАЮТ ДАЖЕ В СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ ОСТАВАТЬСЯ НА ВЫСОТЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА МЫСЛЯЩЕГО И ЧУВСТВУЮЩЕГО.
Список литературы: «Введение в обществознание» 8-9 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова. М. Просвещение г. данные социологических наблюдений за учащимися 8 «а» класса данные тестирования учащихся 8 «а» класса