Тема урока: «Класс Птицы» Вслед за птицами Автор презентации Кадырова Р.Х.
Цели и задачи урока: 1.Показать особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом. 1.Показать особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом. 2.Раскрыть черты сходства птиц с пресмыкающимися. 2.Раскрыть черты сходства птиц с пресмыкающимися. 3.Познакомиться с орнитофауной Астраханской области. 3.Познакомиться с орнитофауной Астраханской области. 4.Мы будем продолжать отрабатывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы – то есть будем продолжать учиться размышлять. 4.Мы будем продолжать отрабатывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы – то есть будем продолжать учиться размышлять.
Каждая рассмотренная группа животных – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся – имеют черты приспособления именно к той среде, в которой они живут. Но эти признаки не универсальны. Каждая рассмотренная группа животных – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся – имеют черты приспособления именно к той среде, в которой они живут. Но эти признаки не универсальны. Например: что произойдет с рыбой или с озерной лягушкой, если их отдалить от воды? Например: что произойдет с рыбой или с озерной лягушкой, если их отдалить от воды? Плотные покровы пресмыкающихся не спасли их от похолодания, так как у них остался низкий уровень обмена веществ из-за несовершенства кровеносной системы. Перечисленные группы животных - холоднокровные, а что это значит? Плотные покровы пресмыкающихся не спасли их от похолодания, так как у них остался низкий уровень обмена веществ из-за несовершенства кровеносной системы. Перечисленные группы животных - холоднокровные, а что это значит? Когда же в истории Земли наступило похолодание, а пространства с теплым климатом были заполнены холоднокровными жизненными формами, то у эволюции было два пути: Когда же в истории Земли наступило похолодание, а пространства с теплым климатом были заполнены холоднокровными жизненными формами, то у эволюции было два пути: 1.создать новые жизненные формы, которые бы выдержали похолодание 1.создать новые жизненные формы, которые бы выдержали похолодание 2.завершить развитие, эволюцию, оставшихся в живых пресмыкающихся. 2.завершить развитие, эволюцию, оставшихся в живых пресмыкающихся.
СХЕМА 1 Изменение условий внешней среды Похолодание Усиление обмена веществ ? Совершенствование кровеносной и дыхательной систем
ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ Какой признак появляется в животном мире? В животном мире появляется теплокровность. В животном мире появляется теплокровность. Для защиты этого признака от непостоянства температур совершенствуются покровы тела. Для защиты этого признака от непостоянства температур совершенствуются покровы тела. Итак: возникают параллельно два класса животных: Итак: возникают параллельно два класса животных: 1.Животные, освоившие воздушные пространства – ПТИЦЫ 1.Животные, освоившие воздушные пространства – ПТИЦЫ 2.Наземные, покрытые волосяным покровом –МЛЕКОПИТАЮЩИЕ 2.Наземные, покрытые волосяным покровом –МЛЕКОПИТАЮЩИЕ Делаем еще один вывод: пресмыкающиеся являются одним предком для птиц и млекопитающих. Делаем еще один вывод: пресмыкающиеся являются одним предком для птиц и млекопитающих.
Задание 1 Рассмотрите таблицу Рассмотрите таблицу «Родословная животного мира». Напишите в тетрадях историю Хордовых в виде схемы. Напишите в тетрадях историю Хордовых в виде схемы.
История Хордовых (схема 2) РыбыЗемноводныеПресмыкающиеся Птицы Млекопитающие Птицы Млекопитающие
Задание 2 Рассмотрите чучело птицы, рисунки с изображением птиц и перечислите наиболее характерные внешние признаки, отличающие птиц от других животных. Рассмотрите чучело птицы, рисунки с изображением птиц и перечислите наиболее характерные внешние признаки, отличающие птиц от других животных.
Характерные внешние признаки птиц: 1.Форма тела (яйцевидная, хвост, длинная шея) 1.Форма тела (яйцевидная, хвост, длинная шея) 2.Крылья 2.Крылья 3.Две ноги 3.Две ноги 4.Голова с клювом, зубы отсутствуют 4.Голова с клювом, зубы отсутствуют 5.Тело покрыто перьями. 5.Тело покрыто перьями.
Проблемный вопрос: «Что помогает большинству птиц поднимать свое тело на большую высоту? Какие приспособления природа дала этим животным?» «Что помогает большинству птиц поднимать свое тело на большую высоту? Какие приспособления природа дала этим животным?»
Инструктивная карточка к лабораторной работе Тема: Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом. Оборудование: чучела птиц, наборы перьев, рисунки с изображением разных видов птиц. Оборудование: чучела птиц, наборы перьев, рисунки с изображением разных видов птиц. Ход работы 1.Рассмотрите рисунок, чучело птицы и напишите какую форму тела имеет птица. 1.Рассмотрите рисунок, чучело птицы и напишите какую форму тела имеет птица. 2.Какие конечности птицы превратились в крылья и для чего? 2.Какие конечности птицы превратились в крылья и для чего? 3.Что представляет собой хвост птицы, его значение? 3.Что представляет собой хвост птицы, его значение? 4.Есть ли у птицы шея, какая она и ее роль в жизни птицы? 4.Есть ли у птицы шея, какая она и ее роль в жизни птицы? 5.Чем покрыто тело птицы, значение этого покрова. 5.Чем покрыто тело птицы, значение этого покрова. 6.Заполните схему (воспользуйтесь рисунком в учебнике): 6.Заполните схему (воспользуйтесь рисунком в учебнике): 7.Есть ли у рассматриваемой вами птицы зубы? Если нет (да), то почему? 7.Есть ли у рассматриваемой вами птицы зубы? Если нет (да), то почему? 8.Напишите вывод о приспособленности птиц к полету. 8.Напишите вывод о приспособленности птиц к полету. ВИДЫ ПЕРЬЕВ
Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом. 1.Форма тела - яйцевидная, обтекаемая 1.Форма тела - яйцевидная, обтекаемая 2.Крылья – для поддержания птицы в воздухе 2.Крылья – для поддержания птицы в воздухе 3.Хвост – выполняет роль руля 3.Хвост – выполняет роль руля 4.Длинная, подвижная шея – для обзора 4.Длинная, подвижная шея – для обзора 5.Перьевой покров – для сохранения постоянной температуры тела 5.Перьевой покров – для сохранения постоянной температуры тела Отсутствие зубов – для облегчения массы тела. 7.Отсутствие зубов – для облегчения массы тела. ВИДЫ ПЕРЬЕВ КОНТУРНЫЕ (МАХОВЫЕ И РУЛЕВЫЕ ПУХОВЫЕПУХ
ДЕЛАЕМ ВЫВОД Все внешние признаки птиц приспособлены к полету: Все внешние признаки птиц приспособлены к полету: 1.форма тела 2.наличие крыльев, хвоста 1.форма тела 2.наличие крыльев, хвоста 3.перьевой покров 4.отсутствие зубов. 3.перьевой покров 4.отсутствие зубов.
Задание 3 Работа с книгой (п.27). Прочитав материал на стр. 134 вы заполняете таблицу. Таблица «Черты сходства Пресмыкающихся и Птиц»
Таблица «Черты сходства Птиц и Пресмыкающихся» Классы животных Черты сходства ПокровыКожные железы Строение яйца Пресмыкаю щиеся Роговые чешуйки Отсут ствуют Богато желтком ПтицыЦевки, перья Почти отсут ствуют Богато желтком
Домашнее задание 1.п.27 «Класс Птицы». 1.п.27 «Класс Птицы». 2.Зарисуйте в тетради разные виды перьев птиц. 2.Зарисуйте в тетради разные виды перьев птиц. 3.Творческое задание: написать реферат о птицах, занесенных в Красную книгу, обитающих на территории Астраханской области. 3.Творческое задание: написать реферат о птицах, занесенных в Красную книгу, обитающих на территории Астраханской области.
Используемая литература: 1.Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс, «Дрофа», Москва, 2011 г. 1.Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс, «Дрофа», Москва, 2011 г. 2.Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные. 7-8 класс, «Просвещение», Москва, 2007 г. 2.Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные. 7-8 класс, «Просвещение», Москва, 2007 г. 3.Энциклопедия «Кирилл и Мефодий» 3.Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»