Министерство образования и науки РФ ТОГБОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум им. М.С. Солнцева» Расы и расизм Автор: Куличкова Дарья Обучающаяся группы 2.5 Тамбов 2012
Введение «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения… Запрещаются любые формы ограничения прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежностям. (статья 19.2 из конституции Р.Ф )
Цель исследования Изучить происхождение рас и причины возникновения расизма
Задачи исследования: Сформулировать основные понятия: раса, расогенез, расизм; Изучить морфологические признаки представителей больших рас; Обосновать доказательство несостоятельности расизма; Спланировать объяснение связи образования рас с миграцией населения; Представить свою точку зрения свою точку зрения.
Материалы и оборудование: персональный компьютер Итерактивная доска мультимедиапроектор экран презентация задания папка по проекту демонстрационный материал: учебники, справочники, литература о происхождении человека, вопросы для обсуждения в группах географическая карта «Природные зоны»
Методики исследования: Предметное моделирование Статистический метод Синтез Индукция Анализ
Человеческие расы Объект исследования
Ход эксперимента: Исследование представителей различных рас, палеонталогически хэкспонатов с использованием инернет ресурсов
Ход эксперимента: Для полноты картины осуществляли экскурсию в зоопарк
Ход эксперимента: Посещение выставки минеральных горных пород
Ход эксперимента: Игра «Моделирование ситуации»
Ход эксперимента: При помощи интернет ресурсов, экскурсий, социологических опросов были найдены материалы, которые в последствии обрабатывались в группе
Результаты исследования: «Процентное соотношение рас на планете»
Результаты социологического опроса. Вопрос: «Расизм-это зло?»
Постановка проблемы: Почему верно утверждение, что и чернокожий двухметровый баскетболист, и краснокожий индеец, и миниатюрная вьетнамка относятся к одному виду – Homo sapiens ?
Результаты исследования:
Раса
РАСЫ БОЛЬШИЕМАЛЫЕ
БОЛЬШИЕРАСЫ НегроиднаяЕвропеоиднаяМонголоидная
признаки -волнистые или курчавые волосы - широкий нос - толстые губы - темная кожа - слабо развита складка верхнего века - борода и усы растут слабо
Европеоидная раса Представители европеоидной й расы – Коренное население Европы, Южной Азии и северной Африки признаки - светлая, иногда смуглая кожа - прямые, иногда волнистые мягкие волосы - длинный нос - тонкие губы - обычно хорошо развитые волосы на лице (усы, борода) - слабо развита складка верхнего века
Монголоидная раса Представители монголоидной расы – Коренное население Центральной и Восточной Азии, Индонезии и Сибири. признаки - черные, жесткие волосы - усы и борода растут у них слабо - кожа скорее смуглая, чем светлая - нос средней ширины, выступает мало, сильно выступающий - широкое лицо, выступающие скулы - узкая глазная щель, - средние по толщине губы, - закрытое кожистой складкой («третьим веком») верхнее веко.
Африка 90 тыс. лет назад Продвижение на север Европы Расселение по южной и восточной Азии вплоть до Австралии Расселение через северо – восточную оконечность Азии на северо – запад Америки
Расогенез
Причины расогенеза: - естественный отбор характер: 1. окружающей среды, 2. климата, 3. пищевых ресурсов, 4. количеством солнечного света. - мутации - изоляция - смешение популяций
Гипотеза расогенеза: 1.Полицентризм 2.Моноцентризм (теория)
РАСИЗМ Реакционная теория, оправдывающая социальное неравенство, эксплуатацию, войны принадлежностью людей к различным расам
Несмотря на различия между расами, все современное человечество представлено одним видом. - Признаки: - сходство строения тела (строение черепа, мозга, внутренних органов); - физиологическое сходство (группы крови, болезни, защитные реакции; - возможность для неограниченного скрещивания, в результате которого появляется плодовитое потомство; - все едины по происхождению
Генотип белого человека: 39 % - ГЕНЫ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ ИНДЕЙЦЕВ 28 % - ГЕНЫ АФРИКАНЦЕВ 33 % - ЕВРОПЕОИДОВ
Вывод: Поэтому утверждение верно, что и чернокожий двухметровый баскетболист, и краснокожий индеец, и миниатюрная вьетнамка относятся к одному виду – Homo sapiens !
Выводы В результате исследования: Были сформулированы основные понятия. Изучены морфологические признаки представителей больших рас; Обоснованы доказательство несостоятельности расизма; Спланированы объяснения расовых миграцией населения; Представлены точки зрения, в виде презентаций, буклетов и т.д.
Информационные ресурсы: Учебник: Д.К.Беляев, Г.М.Дымшиц Общая биология», М., Просвещение, 2008 г. Используемая методическая литература: 1. Журнал «Биология» (приложение к газ. «Первое сентября»), 42, 2004 год 2. Электронное издание «Биология. 6 – 11 класс. Лабораторный практикум. 3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. Кирилл и Мефодий,, с изменениями и дополнениями., 1996, 1997, 1999, 2000,