Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 916 г. Москвы Прендкович Галина Михайловна
«Виды общения» «Язык в жизни людей» «Искусство устной речи» «Я вас слушаю» «Давайте говорить друг другу комплименты» «Главный секрет Демосфена» «Учимся писать и редактировать»
будь внимателен к своему слову; помогай другим и словом, и делом; общайся так, как бы ты хотел, чтобы общались с тобой
игра-кроссворд; игра-путешествие; сочинения-рассказы по сюжетным картинкам
«Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства», - говорил древнегреческий философ Протагор.
Речевая разминка Ортологическая минутка Словесная импровизация Задания на ассоциации Дикторская разминка
Задание 1. На листе формата А -4 обводим руку.
Задание 2. На ладони, на пальцах, вокруг них пишем слова.
Задание 3. Выбираем из всех написанных слов самое главное слово и записываем с ним свои ассоциации. Например: свет-свеча, тепло, золото, книга, солнце, человек, окно. Можно обменяться с соседом и дописать к слову товарища свои ассоциации. Например, к слову свет сосед дописывает: лампа, светильник, факел, цветок.
Задание 4. Возвращаем листки обратно. Вслушиваемся в звучание и записываем ассоциации к созвучиям. Например, к слову «кошка» ассоциации «шоколад, ш-ш-ш, кыш! шуршать, окошко».
Задание 5. Мы меняемся опять листочками и дописываем свои ассоциации к созвучиям. Теперь мы работаем самостоятельно. Задание: запишите самое приятное для вас впечатление раннего детства, сформулировав его в одном слове. Составьте свои ассоциации, связанные с этим словом. Криницына Валерия пишет: мама – родная, светлая, добрая, красивая. Малинин Кирилл пишет: мотоцикл – покататься, ветер, рев, дорога.
Задание 6. Записываем слово, символизирующее самые большие неприятности в детстве (запрет, страх) и связанные с ним ассоциации. Георгиевский Павел пишет: угол – наказание, душно, темно, одиноко.
Задание 7. Учитель раскладывает перед нами репродукции картин с изображением деревенских и городских пейзажей, животных, архитектурных сооружений. Мы получаем задание выбрать понравившуюся картину, мысленно «войти» в нее и сформулировать в слове (словосочетании) впечатления от выбранного изображения. Записать свои ассоциации.
Задание 8, итоговое На втором чистом листе мы пишем небольшое размышление о любом слове, взятом из предшествующих записей. Объем: от нескольких строк до страницы и больше. Это может быть рассказ, стихотворение, сказка и т.д. Вот отрывки из работ учеников 5 а класса. Коротченко Михаил «Солнце»: «Солнце – дар природы. Без солнца не будет жизни. Жизнь и солнце связаны между собой. Солнце - свет, солнце – тепло, солнце – жизнь». Москвин Федор «Осень»: «Мне нравится осень. Эта пора полна красок и музыки. Прохладный ветерок разносит листья по парку, и они издают такой звук, будто играет скрипка». Криницына Валерия «Пес» По улице бродит пес, В землю уткнув свой нос. Думает он: «А вдруг Где-нибудь ходит друг?»
Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранными речьми представлять и пристойными словами изображать… М.В.Ломоносов Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Д.С.Лихачев