Метод проектов и география Подготовила учитель высшей категории: Лосева Н.А.
Меняется всё: времена, нравы, даже ход светил. Неизменным остается одно – бесконечная любознательность человека.
Что должен уметь выпускник школы? самостоятельно, активно действовать принимать решения; быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни; грамотно работать с информацией
Метод проектов Комплексный метод, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно- познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми"
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Составляющие проектной деятельности проблематизация; целеполагание ; планирование; анализ результатов и рефлексия; представление результатов и защита;
Этапы работы над проектом формулирование темы проекта; разработка проектного задания; планирование работы; подготовка материалов к работе; собственно разработка проекта; анализ полученных результатов; оформление результатов исследования; презентация и защита проекта.
Метод проектов от идеи до реализации глазами географа. Основные компоненты проекта: Проблема, на решение которой направлен проект; Цель; Задачи; Этапы проектной деятельности (система реализаций мероприятий проекта); Прогнозируемые (и не прогнозируемые) результат проекта; В ходе работы учитель выступает в роли консультанта.
Цель: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления
Задачи: - развитие познавательных способностей учащихся; - совершенствование способностей к самообразованию; - развитие умения ориентироваться в информационном пространстве; - формирование умений публичных выступлений; - развитие критического мышления.
Географическое проектирование: Содержание учебный или социальный Состав участников индивидуальный, групповой, коллективный Место проведения защиты урочные, внеурочные формы
Исследование: процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Имеет два уровня – эмпирический и теоретический.
Этапы выполнения исследовательской работы Подготовка к исследованию; Проведение исследования; Оформление исследовательской работы; Подготовка к защите.
Методы исследования по методике географии Наблюдения Сравнение, сравнительный анализ Измерение Синтез Анализ Моделирование Обобщение Прогнозирование
Деятельность во время проектной работы Учитель Групповая работа учащихся в проекте Индивидуальный проект I. погружение в проект Формулирует - проблему и ситуацию - цели и задачи -осознание научной или социальной значимости темы -вживание в ситуацию -уточнение целей и задач -осознание научной или социальной значимости темы -уточнение целей и задач -обдумывание методов исследования
Деятельность во время проектной работы УчительГрупповая работа учащихся в проекте Индивидуальный проект II. организация деятельности - распределение амплуа учащихся - разбивка на группы с (гидрологи, метеорологи, представители тур. Агентств) - распределение ролей в группе - планирование работы - определение диапазона теоретических источников информации - планирование эмпирических действий
Деятельность во время проектной работы УчительГрупповая работа учащихся в проекте Индивидуальный проект III. Осуществление работы - консультант - ненавязчивый контроль и направление к анализу -активная самостоятельная работа -анализ результатов - проведение необходимых исследований для анализа прогнозируемых результатов -Синтезирование непрогнозируем. Результатов
Деятельность во время проектной работы УчительГрупповая работа учащихся в проекте Индивидуальный проект IV. Презентация -принимает отчет- подводит к итогу - оценивает работу по различным показателям Демонстрация -понимания проблемы - умения планировать и осуществлять работу - рефлексии деятельности
Анкетирования учащихся школы: на вопрос что я ожидал и что получил от проектно-исследовательской деятельности ребята ответили: полученные знания и умения помогут мне с ориентироваться в дальнейшей жизни и несомненно повлияют на выбор профессии (52% респондентов); работа над исследованием помогла моей самореализации (34%); в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми –исследователями, учеными, приобрел много друзей, участвовал в научных конференциях (13%); в процессе научного исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать (43%).
Вывод: Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. В настоящее время все больший объем работы они пытаются выполнять дома.
Наши достижения: Оразова Дарья – 11 класс – Диплом II степени за проектно – исследовательскую работу на конференции в ГСЭУ; Высочина Светлана - 7 класс – Грамота III – место в районной экологической конференции; Лосев Александр – 10 класс – Сертификат участия в реализованных проектах; 25 школьных проектно – исследовательских работ предоставленных на конференции: «Будущее России», «Мировые религии»
Метод проектов -замечательное дидактическое средство, позволяющее воспитывать личность в соответствии с требованиями современной жизни
Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают его больше, чем те, которые пришли в голову другим» (Луи Паскаль)
Литература: Г.К.Селевко. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – Москва, НИИ школьных технологий, 2005 А.И.Савенков. Творческий проект. Н.А.Семенова. Исследовательская деятельность учащихся Учебный проект как средство самореализации творческой личности в условиях профильного обучения.(Коллектив гимназии 2 Квантор, г. Коломна), 2004 Н.В.Лысова. Проектная деятельность в обучении географии. Н.Крылова. Проектная деятельность школьников как принцип организации и реорганизации образования. – Народное образование 2, 2005
Спасибо за внимание!