Педагогический оптимизм Педагогический оптимизм и его роль в формировании успешности
Что такое успешность? гордость за свои достижения «Все получается»; реализация способностей; удовлетворенность жизнью; отсутствие психосоматических заболеваний как следствие перенапряжения.
Что такое оптимизм? Оптимизм и пессимизм – это варианты описания человеком причин своих успехов и неудач. Оптимист считает успехи следствием своего труда, а неудачи воспринимает скорее как случайные, поэтому не сильно огорчается в отношении них. Пессимист рассматривает свои достижения как случайные, а вот ответственность за неудачи полностью приписывает себе, и очень переживает за них, чувствует себя сильно виноватым. Склонность к обобщениям. «Если у меня что-то не получается, значит не получится и все остальное. И не будет получаться никогда». Чувство беспомощности, отказ от преодоления трудностей
Как взаимосвязаны успешность и оптимизм? Составляющие успешности: хочу (мотивация достижений + оптимизм) могу (знания, умения, необходимые для достижений + оптимизм) верю, что получится и преодолеваю трудности (уверенность в себе + оптимизм)
На что влияет оптимизм? Постановку целей. Темп, качество приобретения знаний. Стратегию встречи с трудностями.
Почему оптимисты меньше болеют? Позитивный фон настроения.Позитивный фон настроения. Большая стрессоустойчивость.Большая стрессоустойчивость. Позитивное ментальноеПозитивное ментальное программирование. программирование.
Кто делает ученика оптимистом или пессимистом? Родители Родители СМИ СМИ Школа Школа
Как «выглядят» родители-пессимисты? стремятся полностью контролировать ребенка; стремятся полностью контролировать ребенка; боятся за его будущее; боятся за его будущее; отрицают взросление; отрицают взросление; не верят школе. не верят школе.
Как «выглядят» ученики- пессимисты? заниженное неадекватное оценивание себя, своей работы, достижений, возможностей; заниженное неадекватное оценивание себя, своей работы, достижений, возможностей; ожидание неудачи в контрольных мероприятиях как следствие недостаточная подготовка; ожидание неудачи в контрольных мероприятиях как следствие недостаточная подготовка; ошибка вызывает чувство вины; ошибка вызывает чувство вины; «учитель всегда ко мне так относится»; «учитель всегда ко мне так относится»; склонность к депрессивным состояниям, низкий жизненный тонус; склонность к депрессивным состояниям, низкий жизненный тонус; склонность к психосоматическим заболеваниям. склонность к психосоматическим заболеваниям.
Первая «ступень» педагогического оптимизма Педагог как образец оптимизма обучение способу мышления; эмоциональное заражение.
Вторая «ступень» педагогического оптимизма Грамотно организованное поощрение. вижу сейчас; верю, что будет завтра; надеюсь, что будет в будущем.
Третья «ступень» педагогического оптимизма Грамотная реакция на ошибки сопереживаю; помогаю найти обучающее воздействие.
Благодарю за внимание.