МАНЬЕРИЗМ Лебедь С.Г.
Маньери́зм ( от итальянского maniera, манера ) западноевропейский литературно - художественный стиль XVI первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Некоторые исследователи ( особенно литературоведы ) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Существует и расширенное толкование понятия « маньеризм », как выражения формотворческого, « претенциозного » начала в искусстве на разных стадиях культурного развития от античности до современности.
МАНЬЕРИЗМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный спиритуализм ( нередко сочетающийся эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему ); взвинченность и изломанность линий ( в частности, использование так называемой « змеевидной » линии ), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз ( контрапост ), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д.
ЖИВОПИСЬ
К живописцам маньеризма относят Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джорджо Вазари, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Бронзино, Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми, Алессандро Аллори, Артемизию и Орацио Джентилески и т. д. Отчасти этот стиль прослеживается также у Рафаэля и Микеланджело, у художников венецианской школы Тинторетто и Тициана. За пределами Италии маньеризм представлен школой Фонтенбло во Франции, рядом нидерландских художников XVI века ( многие из них восприняли идеи маньеризма, побывав в Италии ) и Эль Греко в Испании. Маньеризм интенсивно развивался в Праге, при дворе императора Рудольфа II ( Б. Шпрангер, Ханс фон Аахен и др.).
ААХЕН ХАНС
Святой Георгий поражает дракона е годы. Частная коллекция.
Бахус, Церера и Купидон Музей истории искусства, Вена
Изумление богов е годы. Национальная галерея, Лондон
ВАЗАРИ ДЖОРДЖО
Персей и Андромеда, 1572 Палаццо Веккьо, Флоренция
ТИНТОРЕТТО ЯКОПО
Тайная вечеря Церковь Сан Джорджо Маджоре, Венеция.
ЭЛЬ ГРЕКО
Лаокоон
Троица 1579
СКУЛЬПТУРА
В ваянии представителями маньеризма были Бартоломео Амманнати и Джамболонья, в искусстве которого, оказавшем огромное влияние на его современников, сочетаются причудливость поз с изысканной плавностью и элегантностью форм. К ведущим скульпторам - маньеристам относят Бенвенуто Челлини. Бартоломео Амманнати Джамболонья Бенвенуто Челлини СКУЛЬПТУРА
Джамболонья. Похищение сабинянок Флоренция, Лоджия деи Ланци
АРХИТЕКТУРА
Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности ; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе ( работа Джулио Романо ) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. В маньеристском духе выдержано здание Галереи Уффици во Флоренции лоджия Джорджо Вазари. МАНЬЕРИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ
Джорджо Вазари. Лоджия Галереи Уффици. Вид на Палаццо Веккьо. Флоренция
МАНЬЕРИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ Чаще всего к литературному маньеризму относят произведения, для которых характерна изощрённость слога и структуры, нередко усложнённый синтаксис, аллегорическая образность, игра контрастов ( в том числе между « любовью возвышенной » и « любовью земной »). Наиболее известный пример двухтомный роман « Эвфуэс » ( гг.) Джона Лили, породивший термин « эвфуизм », означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль
МАНЬЕРИЗМ В МУЗЫКЕ В музыке « маньеристским » считается, например, творчество итальянского композитора Карло Джезуальдо да Веноза, чьи поздние мадригалы отличает едва ли не мелодраматическая аффектация, переменчивость настроений, повышенное внимание к деталям, которые оттеняют необычная хроматическая гармония, резкие перемены в фактуре и мензуре. Понятие маньеризма в музыкознании распространяют также на период Ars subtilior ( конец XIV и начало XV вв., эпохи Ars nova), для которого характерна экстравагантная тематика ( напр., несколько пьес, передающих « одурманенное » состояние курильщиков ), вычурная нотация ( напр., партитура с нотами разного цвета, выполненная в форме сердечка ), исключительно сложная, плохо поддающаяся расшифровке запись ритма.
Тананаева Л. И. Некоторые концепции маньеризма и изучение искусства Восточной Европы конца XVI и XVII века // «Советское искусствознание». М.: Вып. 22. С Тананаева Л. И. Рудольфинцы: Пражский художественный центр на рубеже XVIXVII вв. М.: Наука Чекалов К. А. Маньеризм во французской и итальянской литературах. М.: ИМЛИ РАН, Наследие Литература о маньеризме В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ