Речь. Типы речи. Урок для учащихся 5 – 6 классов национальной школы Разработка урока Хуснетдиновой Л.Г., учителя МОУ «Чуваштимяшская СОШ» Ибресинского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Речь. Типы речи. Урок для учащихся 7класса. Разработка урока Строкиной А.В.., учителя МОУСОШ 14.
Advertisements

Типы текстов. Повествование. Цели: рассказать о типах текста; развивать умение различать развивать умение различать их; их; воспитывать интерес к воспитывать.
Смысловые типы текстов. ОПИСАНИЕ смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
Цель. Рассказать о важнейших признаках текста; формировать умение составлять текст.
Цель. Рассказать о важнейших признаках текста; формировать умение составлять текст.
Типы речи Автор работы: Семенкова Людмила Семёновна учитель русского языка и литературы МОУ «Степно-Баджейская ООШ» Манский район, Красноярский край 5.
ДОБРО И ЗЛО Добро – это …. Зло – это …. Чтение с пометами ( V ) – уже знал ( + ) – новая информация ( - ) – думал иначе ( ? ) – не понял ( ! ) – хочу.
Методический комментарий Методическая разработка составлена на основе учебника русского языка для 7 класса (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский.
Что такое текст? 5 класс 5 класс. Основные единицы языка ЗВУК СЛОВО ПРЕДЛОЖЕНИ Е.
Классный час в 1 А классе. Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Составила Солдатенкова Елена Михайловна.
Основы мировых религиозных культур и светской этики Светская этика Урок 8 Учитель МОУ СОШ 27 Епифанова Т.Е. Пенза, 2011.
Выполнила презентацию Иляхина Э.А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 41 г. Липецка г.
Добродетель и порок 8 урок. 1. Вспомните названия сказок. 2. Какие добродетельные поступки совершают герои в сказке? Почему? 3. Какие порочные поступки.
Разработка открытого урока по русскому языку (Развитие речи) в 5 классе «Строение текста типа рассуждения» Мельниковой С. В. - учителя русского языка и.
Подготовила : учитель начальных классов Попова Е. Ф. « Дружба - работа »
Учитель – Учитель – Кузюнкина Л.Н. Кузюнкина Л.Н. Презентация открытого урока. Урок русского языка в 8 классе. Подготовка к написанию сочинения - рассуждения.
1 2 повторить признаки текста – описания и текста – повествования; повторить признаки текста – описания и текста – повествования; учиться преобразовывать.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Петуховская средняя общеобразовательная школа 3» г. Петухово Курганской области Урок по ОРКСЭ (Модуль.
Текст – это два или несколько предложений, которые связаны по смыслу общей темой. Текст Повествование Описание Рассуждение.
РАССУЖДЕНИЕ как функционально-смысловой тип речи. Автор: Горчакова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ Краснооктябрьская СОШ Гусь-Хрустального.
Транксрипт:

Речь. Типы речи. Урок для учащихся 5 – 6 классов национальной школы Разработка урока Хуснетдиновой Л.Г., учителя МОУ «Чуваштимяшская СОШ» Ибресинского района ЧР

Цели урока: * познакомить учащихся с основными типами речи; * совершенствовать умение строить рассказ, выделяя его основные части; * развивать речь учащихся, обучая их строить тексты различных типов речи.

К АКИЕ БЫВАЮТ ТИПЫ РЕЧИ? * ПОВЕСТВОВАНИЕ * ОПИСАНИЕ * РАССУЖДЕНИЕ Ход урока

Повествование – тип речи, в котором описываются (рассказываются) события в определенной последовательности. ( что произошло? )

Плохо. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: - Как вам не стыдно? - А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики. - Вот это и плохо! – гневно ответила женщина. ( В. Осеева.)

План текста. 1.Женщина отогнала собаку. 2.«Как вам не стыдно!» 3.Котенок жалобно мяукал. 4.Мальчики стояли рядом и «ничего не делали». 5.«Собака яростно лаяла». Словарная работа: Взъерошиться – беспорядочно торчать в разные стороны. Жалобно – выражая скорбь, тоску, обиду. Яростно – гневно, неукротимо, не сдерживаясь.

Описание - это такой тип речи, в котором описываются предметы, явления, животные, люди и т.п. (какой? какая? какое? какие?)

Как описать предмет? Матрешка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой – соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. К. Паустовский.

Рассуждение - умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логической последовательности, тип речи, который обычно состоит из трех частей: тезис (то, что нужно доказать); доказательства ( или аргументы, доводы, объяснения); вывод. Почему?

Предложения и слова, при помощи которых связываются части рассуждения: 1.Докажем это. 2.Это можно доказать так (следующим образом). 3.Почему? И вот почему, 4.Обобщим все сказанное. 5.Таким образом, … 6.Это объясняется следующим. 7.Следовательно, …. Учтите: части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и интонации.

В чём заключается счастье? Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья это – книги.

Закрепление темы: Задание: определите тип речи данных текстов. 1. На столе лежало яблоко. Оно было большое, ароматное. С одного бока желтоватое, а с другого – румяное. Это был новый сорт, который вывели в нашем селе. 2. Книги Юрия Коваля мы давно знаем и любим. Любим потому, что они пронизаны добротой к людям, ко всему живому. Любим потому, что они написаны точным, образным и весёлым языком. 3. Я искал и добрался однажды до Воробьиного озера. Не слишком большое, но и не маленькое, лежало оно среди еловых лесов, а прямо посередине рассекали его воды три острова, похожие на узконосые корабли. 4. В один прекрасный день мы пошли с лопатами к местам, где были заброшенные родники, и закипела работа. Очистили родники, установили срубы, поставили шесты, сделали скамейки – отдохни, путник, напейся родниковой воды.

Развитие речи Задание: опишите предмет (по выбору). Учащиеся работают в черновиках.

Итоги урока -Что нового узнали на уроке? -Какие бывают типы речи? -Какой тип речи называется повествованием? -Что такое описание? -Что значит рассуждать? Домашняя работа. Повторить и запомнить все правила. Написать сочинение по одной из иллюстраций(слайд 13)