Общее понятие о рассказе Урок русского языка в 6 классе национальной школы Разработала урок Хуснетдинова Л.Г., учитель русского языка и литературы МОУ «Чуваштимяшская СОШ» Ибресинского района
Цели урока: дать учащимся понятие о структуре простейшего рассказа; развивать умения излагать связно содержание прочитанного, определять главную мысль, план текста; совершенствовать навыки конструирования рассказа.
Новая тема Рассказ – небольшое литературное произведение повествовательного характера, в котором речь идет обычно об одном, но важном событии в жизни героя. В основе рассказа – событие, поэтому в построении рассказа выделяются части, связанные с развитием этого события: завязка, кульминация, развязка.
Структура (композиция) рассказа: Вступление (автор поясняет, где, когда, с кем произошло то, о чем решил рассказать) Завязка (момент, с которого начинается событие) Развитие события Кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии события) Развязка (результат развития события) Заключение ( автор делится своими размышлениями по поводу описанных событий, даёт оценку случившемуся)
Развитие речи Упражнение 88 (разделить текст на части, составить план) План. 1.Событие было давно в далеких морях (вступление). 2.Начался шторм (завязка). 3.Шторм продолжался несколько дней (развитие события). 4.Порыв ветра повалил грот-мачту (кульминация). 5.Старший офицер спас корабль (развязка). 6.Все были счастливы (заключение).
Словарная работа Зигзаг – ломаная линия. Шторм – сильная буря на море. Трепал – тряся, приводить в беспорядок или дергать, причиняя боль. Критическая минута – очень трудная, опасная минута.
Закрепление темы Работа по тексту упражнения 90 (выделить завязку, развитие события, кульминацию, развязку) Орфоэпическая минутка (задание 1) Выполним задания! (2, 3)
Итоги урока Повторим изученное: -Что называется рассказом? -Что лежит в основе рассказа? -Какие части выделяются в построении рассказа? Домашнее задание. §17, выучить правила. Составить рассказ на тему «Лесная прогулка», выделяя в нем основные композиционные части. Аттестация учащихся.