ФГОС основного общего образования в контексте политики в сфере образования Хлебникова Виктория Георгиевна, заместитель начальника управления общего образования министерства образования Хабаровского края
Основные направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» 1. Переход на новые образовательные стандарты. 2. Развитие системы поддержки талантливых детей. 3. Развитие учительского потенциала. 4. Изменений инфраструктуры школьной сети. 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников. 6. Расширение самостоятельности школ.
Переход на новые образовательные стандарты 1. От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам - требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов 2. Две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора 3. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость. 4. Результат образования - это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни. 5. В школе должны быть созданы кадровые, материально- технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени 6. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности
В соответствии с приказом Минобрнауки 373 от (зарегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 года 15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования вводится в действие с 1 января 2010 года.
Состояние разработки и утверждения стандартов 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 06 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) 2. ФГОС основного общего образования - в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве - май 2010 года) 3. ФГОС среднего (полного) общего образования - в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве - май 2010 года)
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного стандарта общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Для обеспечения введения ФГОС необходимо проведения мероприятий по направлениям: -создание нормативного обеспечения введения ФГОС; -создание нормативно – экономического обеспечения введения ФГОС; -создание организационного обеспечения введения ФГОС; -создание кадрового обеспечения введения ФГОС; -создание информационного обеспечения введения ФГОС; -создание материально-технического обеспечения введения ФГОС
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС начального общего образования Создание нормативного обеспечения внедрения ФГОС 1. Федеральный уровень Разработка примерной основной образовательной программы начального общего образования 2. Региональный уровень Участие в разработке на основе ФГОС примерной основной образовательной программы начального общего образования в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей 3. Уровень образовательного учреждения Разработка на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения и утверждение данной программы Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС (цели, образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и др.)
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС начального общего образования Создание нормативного обеспечения внедрения ФГОС 1. Федеральный уровень Разработка плана-графика введения ФГОС начального общего образования в Российской Федерации. Подготовка инструктивно-методического письма Минобрнауки России о порядке введения ФГОС начального общего образования. 2. Региональный уровень Разработка и утверждение плана-графика (сетевого графика, дорожной карты)введения ФГОС начального общего образования в Хабаровском крае 3. Уровень образовательного учреждения Разработка и утверждение плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС начального общего образования в образовательном учреждении
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС начального общего образования Создание нормативного обеспечения внедрения ФГОС 1. Федеральный уровень Внесение изменений в порядок проведения экспертизы учебников и административный регламент по утверждению федеральных перечней учебников на основе расширения предмета экспертизы учебников – соответствие ФГОС и ГОС Утверждение федерального перечня учебников под ФГОС начального общего образования 3. Уровень образовательного учреждение Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС начального общего образования Создание нормативного обеспечения внедрения ФГОС 1. Федеральный уровень Разработка федеральных требований в части охраны и укрепления здоровья обучающихся 2. Региональный уровень Установление при необходимости для образовательных учреждений, находящихся в ведении Хабаровского края, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС начального общего образования Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС 1. Федеральный уровень Разработка методических рекомендаций, обеспечивающих введение ФГОС начального общего образования: - внесение изменений в методику формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования на основе принципа нормативного подушевого финансирования. - внесение изменений в методику формирования системы оплаты и стимулирования труда в образовательных учреждениях.
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС начального общего образования Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС 2. Региональный уровень Подготовка нормативных правовых актов (представительного или исполнительного органа власти региона), определяющих (устанавливающих): - нормативное подушевое бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС начального общего образования; - новую систему оплаты труда педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС начального общего образования
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС начального общего образования Создание финансово- экономического обеспечения введения ФГОС 3. Уровень образовательного учреждения Разработка (внесение изменений) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования. Заключение дополнительных соглашениий к трудовому договору с педагогическими работниками.
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС начального общего образования Создание организационного обеспечения введения ФГОС 1. Федеральный уровень Обеспечение координации деятельности субъектов РФ по подготовке и введению ФГОС начального общего образования. Подготовка и проведение Всероссийских семинаров- совещаний по вопросам введения ФГОС общего образования. Разработка методических рекомендаций по реализации принципов государственно- общественного характера управления образованием и расширению общественного участия в управлении образованием, включая примерные формы публичной отчетности образовательных учреждений и региональных образовательных систем.
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС начального общего образования Создание организационного обеспечения введения ФГОС 1. Федеральный уровень Включение всех субъектов РФ в общероссийский мониторинг по введению ФГОС начального общего образования и организация проведения данного мониторинга Проведение Всероссийских научно- практических конференций по проблемам и результатам введения ФГОС общего образования второго поколения. Подготовка к изданию и публикация брошюр серии «Стандарты второго поколения»
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС начального общего образования Создание организационного обеспечения введения ФГОС 2. Региональный уровень Создание органов, координирующих деятельность по подготовке к введению ФГОС общего образования в Хабаровском крае (региональный координационный совет и др.) Создание постоянно-действующих консультационных пунктов, семинаров, тьюторских центров (в том числе в дистанционном режиме), по вопросам введения ФГОС общего образования на базе учреждении дополнительного профессионального образования, вузов, инновационных общеобразовательных учреждений. Организация и проведение региональных научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров по проблемам введения ФГОС общего образования второго поколения.
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС начального общего образования Создание организационного обеспечения введения ФГОС 2. Региональный уровень Координация взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности и учет внеучебных достижений обучающихся. Формирование регионального бюджета с учетом нормативов, обеспечивающих реализацию ФГОС начального общего образования. Создание региональной системы мониторинга результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС начального общего образования Создание организационного обеспечения введения ФГОС 2. Региональный уровень Обеспечение образовательных учреждений учебной и учебно-методической литературой под ФГОС начального общего образования. Разработка и публикация серии брошюр, сопровождающих подготовку к введению ФГОС начального общего образования в Хабаровском крае Организация деятельности пилотных (апробационных) площадок введения ФГОС начального общего образования (в том числе на базе образовательных учреждений - победителей приоритетного национального проекта «Образование»)
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС начального общего образования Создание организационного обеспечения введения ФГОС 3. Уровень образовательного учреждения Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению ФГОС общего образования. Реализация моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности. Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС общего образования Привлечение органов государственно-общественного управления образовательным учреждением к проектированию основной образовательной программы начального общего образования.
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС начального общего образования Создание информационного обеспечения введения ФГОС 1. Федеральный уровень Информирование общественности (в том числе педагогической) о ходе и результатах введения ФГОС начального общего образования с использованием интернет-ресурсов (официальные сайты Минобрнауки России, РАО, ФИРО и др.), педагогических и научно-методических периодических изданий, средств массовой информации и др. Обеспечение деятельности сетевого комплекса информационного взаимодействия (СКИВ) как единой информационной среды, предназначенной для ведения проектной, методической и справочной информации, формируемой в рамках взаимодействия федерального органа координации введения ФГОС с регионами, участниками введения ФГОС
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС начального общего образования Создание информационного обеспечения введения ФГОС 2. Региональный уровень Широкое информирование общественности через средства массовой информации о подготовке к введению и порядке перехода на новые образовательные стандарты Организация публичной отчетности образовательных учреждений региона о ходе и результатах введения ФГОС начального общего образования Использование социальной рекламы для обеспечения участия общественности в проектировании основной образовательной программы начального общего образования 3. Уровень образовательного учреждения Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесения возможных дополнений в содержание основной образовательной программы начального общего образования Разработка и утверждение локальных актов, регламентирующих организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения
Мероприятия по обеспечению введения ФГОС начального общего образования Создание материально-технического обеспечения введения ФГОС 1. Федеральный уровень Разработка федеральных требований к минимальной оснащенности учебного процесса 2. Региональный уровень Установление при необходимости для образовательных учреждений, находящихся в ведении Хабаровского края, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений 3. Уровень образовательного учреждения Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса (например, положений о культурно-досуговом центре, информационно- библиотечной центре, физкультурно-оздоровительном центре, об учебном кабинете и др.)
Критерии готовности ОУ к введению стандарта -разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; -нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально- техническое обеспечение и т.п.); -приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; -определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; - разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;
Критерии готовности ОУ к введению стандарта определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей); разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования); обеспечены кадровые, финансовые, материально- технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЕМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!