Пути повышения профессионального мастерства учителя в свете современных требований развития образования Портфолио как инструмент педагогического роста учителя Зам.руководителя ММЦ Осипчук С.А.
«Новый» тип учителя – творчески думающий, творчески думающий, владеющий современными технологиями образования, владеющий современными технологиями образования, приёмами психолого-педагогической диагностики, приёмами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса, умением анализировать свою профессиональную деятельность, умением анализировать свою профессиональную деятельность, прогнозировать её конечный результат. прогнозировать её конечный результат.
Технология «портфолио учителя» Позволяет перейти к более объективной системе оценивания успешности педагога. Позволяет перейти к более объективной системе оценивания успешности педагога. Ориентирует педагога на процесс самооценивания (рефлексии). Ориентирует педагога на процесс самооценивания (рефлексии). Даёт возможность педагогу предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику. Даёт возможность педагогу предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику. Способствует педагогическому росту учителя. Способствует педагогическому росту учителя.
Положение о портфолио учителя (педагогического работника) МОУ «СОШ 1» Разработано на основе: «Концепции модернизации общего образования», «Концепции модернизации общего образования», «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на годы», «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на годы», Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей (приказ Министерства образования и науки РФ от ), Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей (приказ Министерства образования и науки РФ от ), «Окружной Программы развития образования ХМАО-Югры «Окружной Программы развития образования ХМАО-Югры на годы», на годы», Процедуры проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей (приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры от ) Процедуры проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей (приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры от ) с целью повышения качества образования и уровня компетентности и профессионализма педагогических работников МОУ «СОШ 1» с целью повышения качества образования и уровня компетентности и профессионализма педагогических работников МОУ «СОШ 1»
- это индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются личные профессиональные достижения учителя (педагогического работника) в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие образования в ХМАО- Югре, в городе Мегионе, в МОУ «СОШ 1» за определённый период времени (за последние 3 года). - это индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются личные профессиональные достижения учителя (педагогического работника) в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие образования в ХМАО- Югре, в городе Мегионе, в МОУ «СОШ 1» за определённый период времени (за последние 3 года).
Задачи ведения портфолио выявление уровня профессионализма учителя (педагогического работника) школы; выявление уровня профессионализма учителя (педагогического работника) школы; объективная оценка деятельности учителя (педагогического работника) школы всеми категориями участников образовательного процесса: администрацией школы, педагогическим коллективом, учащимися и их родителями (законными представителями); объективная оценка деятельности учителя (педагогического работника) школы всеми категориями участников образовательного процесса: администрацией школы, педагогическим коллективом, учащимися и их родителями (законными представителями); обобщение и систематизация передового педагогического опыта; обобщение и систематизация передового педагогического опыта; рефлексия учителем (педагогическим работником) собственной педагогической деятельности; рефлексия учителем (педагогическим работником) собственной педагогической деятельности; определение направлений и путей профессионального роста и развития учителя (педагогического работника) школы; определение направлений и путей профессионального роста и развития учителя (педагогического работника) школы; общественное признание достижений учителя (педагогического работника) школы. общественное признание достижений учителя (педагогического работника) школы.
Содержание портфолио Титульный лист портфолио содержит полное название образовательного учреждения, в котором работает учитель, заголовок «Портфолио (фамилия, имя, отчество в родительном падеже) учителя (преподаваемый предмет)», фотографию произвольных размеров и характера, город, год. Титульный лист портфолио содержит полное название образовательного учреждения, в котором работает учитель, заголовок «Портфолио (фамилия, имя, отчество в родительном падеже) учителя (преподаваемый предмет)», фотографию произвольных размеров и характера, город, год. Оглавление портфолио включает полный перечень материалов, сгруппированных по разделам. Оглавление портфолио включает полный перечень материалов, сгруппированных по разделам. Каждый раздел портфолио сопровождается комментарием (аналитической запиской) по направлению работы учителя (педагогического работника), отражённому в разделе. Каждый раздел портфолио сопровождается комментарием (аналитической запиской) по направлению работы учителя (педагогического работника), отражённому в разделе.
Содержание портфолио Раздел I. Общие сведения об учителе Раздел II. Нормативно-правовые и организационные документы по организационные документы по учебному предмету или направлению работы учебному предмету или направлению работы Раздел III. Результаты педагогической деятельности учителя учителя Раздел IV. Научно-методическая деятельность учителя Раздел V. Внеурочная деятельность учителя по предмету или направлению работы или направлению работы
Содержание портфолио Раздел VI. Результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя в качестве классного руководителя Раздел VII. Общественная деятельность учителя учителя Раздел VIII. Учебно-материальная база организации образовательного организации образовательного процесса процесса Раздел IX. Отзывы о качестве педагогической деятельности учителя деятельности учителя Раздел X. Факты, достойные упоминания
Требования к оформлению портфолио систематичность и регулярность самомониторинга; систематичность и регулярность самомониторинга; объективность; объективность; аналитичность, нацеленность автора на повышение уровня профессионализма и достижение более высоких результатов; аналитичность, нацеленность автора на повышение уровня профессионализма и достижение более высоких результатов; структуризация материалов портфолио; структуризация материалов портфолио; логичность изложения; логичность изложения; лаконичность всех письменных пояснений; лаконичность всех письменных пояснений; аккуратность и эстетичность оформления; аккуратность и эстетичность оформления; целостность, эстетическая завершённость представленных материалов; целостность, эстетическая завершённость представленных материалов; наглядность. наглядность.
Требования к оформлению портфолио портфолио учителя (педагогического работника) школы оформляется в кольцевой папке-накопителе с файлами; портфолио учителя (педагогического работника) школы оформляется в кольцевой папке-накопителе с файлами; каждый отдельный материал, включённый в портфолио, датируется; каждый отдельный материал, включённый в портфолио, датируется; нумерация файлов производится в правом нижнем углу файла. нумерация файлов производится в правом нижнем углу файла.
Каждый лист материалов портфолио должен иметь: - размеры полей, установленные государственным стандартом (в мм): - размеры полей, установленные государственным стандартом (в мм): не менее 30 – левое, 15 – правое, 20 – верхнее, 20 – нижнее; - шрифт текста Times New Roman; - шрифт текста Times New Roman; - размер шрифта – 14; - размер шрифта – 14; - расстояние межстрочных интервалов – одинарное; - расстояние межстрочных интервалов – одинарное; - красная строка начинается на расстоянии – 12,5. - красная строка начинается на расстоянии – 12,5.
Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки личных профессиональных достижений учителя (педагогического работника) школы в образовательной деятельности работа экспертных групп (протокол) утверждение итоговой оценки портфолио педагогических работников педсоветом (протокол) Сертификат профессиональных достижений педагогического работника за учебный год