Результативность комплексных проектов Проблематика Ограничения Результативность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Результативность комплексных проектов Проблематика Ограничения Результативность.
Advertisements

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ "ЭВРИКА" 1 РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОРАЗОВАНИЯ ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ.
Презентация Комплексного проекта модернизации образования Республики Бурятия на годы г. Улан-Удэ 2007г. Фильм.
Кирий Н.В., доцент кафедры педагогики БелГУ, май 2007.
1 О ходе реализации мероприятий государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.
Новые экономические механизмы в системе образования: проблематика и проблемы, эффекты и эффективность Экспертно-аналитический семинар, сентября 2009.
1 НОВАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ По результатам реализации региональных комплексных проектов модернизации образования Организация-оператор Институт проблем образовательной.
Александр Изотович Адамский Реализация регионального комплексного проекта модернизации образования (тезисы для общественного обсуждения) Федеральный оператор.
Тенденции и перспективы развития школьной сети в регионах: что удалось достичь в рамках КПМО Директор Центра прикладных экономических исследований и разработок.
Эффективные механизмы и модели реализации комплексов региональных мер, направленных на увеличение заработных плат учителей общеобразовательных учреждений.
Внедрение новой системы оплаты труда ( по итогам семинара с заместителем руководителя Департамента образования г. Москвы Н.С. Шерри г.) 1.
Комплексный проект модернизации образования субъектов РФ Федеральная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.
Эффекты и результаты КПМО. Стратегия регионального развития системы образования России Экспертно-аналитический семинар, г. Якутск, 6-7 сентября 2009 г.
1 Реализация регионального комплексного проекта модернизации образования Организация-оператор Институт проблем образовательной политики «Эврика»
1 О комплексных проектах модернизации образования, реализуемых субъектами Российской Федерации в 2007 – 2009 годах.
Анализ результатов мониторинга РКМ МРСО Р.В. Селюков, Институт проблем образовательной политики «Эврика», 29 октября 2011 г.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы 1.Новые образовательные стандарты.
Результативность комплексного проекта модернизации системы образования Самарской области Министерство образования и науки Самарской области.
О ходе реализации основных направлений КПМО МОУ « СОШ 14»
Транксрипт:

Результативность комплексных проектов Проблематика Ограничения Результативность

Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика"2 Результативность комплексных проектов Комплексный проект развития региональных систем образования: 1. Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей. 2. Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений. 3. Развитие региональной системы оценки качества образования. 4. Развитие сети общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации. 5. Расширение общественного участия в управлении образованием. 6. Организационное обеспечение реализации комплексного проекта.

Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика"3 Результативность комплексных проектов Объявленные результаты (цели комплексного проекта): Повышение доходов учителей Повышение эффективности расходования бюджетных средств Принцип: деньги взамен на обязательства Проект (заявка): задел по 5 направлениям, обязательства прежде всего по введению новой системы оплаты труда, подушевого финансового норматива

Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика"4 Результативность комплексных проектов Конкурс: 53 заявки, 21 регион-победитель, 3 региона консультанта. Регионы-победители: Астраханская область, Белгородская область, Волгоградская область, Воронежская область, Ивановская область, Калининградская область Краснодарский край, Красноярский край, Московская область, Новгородская область, Новосибирская область, Псковская область, Республика Бурятия Республика Мордовия, Осетия(Алания) Республика Саха-Якутия Республика, Самарская область, Свердловская область, Тамбовская область, Тверская область, Республика Чувашия Регионы-консультанты: Москва, СПБ, Тюмень.

Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика"5 Результативность комплексных проектов Каковы уроки проведённого конкурса? (Каковы предложения и уровень обязательств регионов? Какие типовые механизмы решения ключевых проблем по 5 направлениям предложены регионами?) Каковы риски реализации по проекту в целом и по направлениям? Какие шаги нужны для снятия (смягчения) рисков? Какова цель и как организовать мониторинг?

Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика"6 Результативность комплексных проектов Эффекты: Повышение качества обучения, обеспечивающего высокую социализацию и конкурентоспособность выпускников. Улучшение климата (отношений) в классе. Поощрение лучших учителей. Разработка и внедрение инновационной «рамки» качества - с включением международного стандарта компетентностного подхода. Обновление корпуса учителей, за счет сильной дифференциации зарплаты и перехода части учителей на другую работу. Усиление стремления повышения квалификации учителей. Повышение эффективности вложения бюджетных средств. Направление 1 (ключевое): Новая система оплаты труда Основные цели: установление механизма связи заработной платы с качеством, результативностью труда; повышение стимулирующих функций оплаты труда, рост объема стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда; обеспечение результирующего роста заработной платы учителей.

Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика"7 Снятие (смягчение) рисков: Предусмотрение компенсирующих выплат на переходный период, обеспечение возможности переподготовки кадров, появление механизмов появления и закрепления в ОУ нового функционала педагогических работников и др. Мониторинг: Выполнение обязательств на г.г.по количественным и темповым показателям Анализ региональной нормативной базы, обеспечивающей переход к НСОТ Соответствие реальной ситуации и деятельности системы образования в целом принятым нормам Отслеживание эффективности модернизации через выявление проявления социально-экономических эффектов модернизации вне системы образования. Результативность комплексных проектов Направление 1 (ключевое): Новая система оплаты труда Риски реализации: Возможные социальные напряжения связанные: с дифференциацией оплаты труда (ухода от уравниловки), с усилением требований к квалификации педагога, с необоснованными сокращениями штатной численности педагогов ОУ, с необходимостью трудоустройства высвобождающихся педагогических работников и т.д.

Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика"8 Результативность комплексных проектов Направление 2 (ключевое): Переход на нормативное подушевое финансирование. Основные цели: установление прозрачных механизмов формирования бюджета образования; становление конкурентной среды в образовании; повышение эффективности бюджетных вложений в образование. Типовые решения регионов: Принятие нормативной базы о принятии НПФ. Фиксация среднефактической наполняемости классов по региону для расчёта норматива.Проведение комплекса мероприятий для выравнивания среднефактической и нормативной наполняемостью класса. Оптимизация расходов на образования за счёт развития сети ОУ и оптимизации штатных расписаний ОУ. Выравнивание норматива финансирования между городом и селом. Доведение средств по нормативу до ОУ. Эффекты: Оптимизация расходов на образование, повышение эффективности бюджетных вложений в систему образования. Становление конкурентной среды в сфере образования, повышение качества образовательных услуг. Создание условий для обеспечения доступности качественных образовательных услуг независимо от места проживания учащегося.

Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика"9 Направление 2 (ключевое): Переход на нормативное подушевое финансирование. Риски реализации: Возможная социальная напряжённость внутри коллективов малочисленных и малокомплектных школ, а так же возможная социальная напряжённость в сельской местности вследствие установления зависимости размеров финансирования ОУ от количества учащихся. Снятие (смягчение) рисков: Обеспечение в переходный период дифференциацию величины норматива для различных категорий школ; Обеспечение мероприятий по развитию сети, социальной поддержке высвобождающихся педагогических кадров и выравниванию величины нормативов на территории региона; Выстраивание взаимодействия с органами общественного управления в целях обеспечения доступности качественного современного образования учащимся вне зависимости от места проживания. Мониторинг: Проверка адекватности проведённого анализа социально-экономического и демографического состояния региона. Анализ комплекса мероприятий по оптимизации расходов на образование и поступательного увеличения величины норматива. Анализ нормативной базы по расчёту и доведения норматива до ОУ и её соответствия реалиям региона. Результативность комплексных проектов

Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика"10 Результативность комплексных проектов Направление 3: Развитие региональной системы оценки качества образования. Основные цели: информирование граждан о состоянии и уровне образования в регионе; обеспечение основы для принятия управленческих решений, обеспечивающих поступательное движение системы образования; обеспечение механизма влияния на реализацию приоритетных направлений развития региональной системы образования. Типовые решения регионов: определение приоритетов развития региональной системы образования; принятие в качестве основной модели управления региональной системы образования управление по результатам ее деятельности; Создание региональной службы оценки качества образования, официальное придание ей полномочий информационного обеспечения принятия управленческих решений на региональном уровне и инструмента влияния на развитие региональной системы образования;

Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика"11 Результативность комплексных проектов Направление 3: Развитие региональной системы оценки качества образования. Риски реализации: Формальный подход к организации службы оценки качества образования приведёт к увеличению объёмов отчётности ОУ и не даст эффекта. Оценка качества может фактически не стать независимости, что может привести к становлению её как инструмента лоббирования интересов группы лиц без учёта реальной ситуации в системе образования Снятие (смягчение) рисков: Принятие положений и регламентов деятельности службы оценки качества образования на уровне региона. Определение порядка и процедур влияния результатов службы на принятие управленческих решений в системе образования. И т.п. Мониторинг: Анализ нормативной базы деятельности региональной системы оценки качества образования; оценка масштабности, охвата деятельности и эффективности РСОКО через установление уровня её влияния на принятие управленческих решений в системе образования.

Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика"12 Результативность комплексных проектов Направление 4: Развитие сети образовательных учреждений. Типовые решения регионов: Становление института базовых школ для ресурсного обеспечения сети ОУ, организация и реализация комплекса мероприятий по ремонту, оснащению и модернизации школ, реструктуризация и оптимизация региональной сети ОУ, информатизация образования, организация подвоза учащихся (реализация программы «Школьный автобус») и т.п. Эффекты: Повышение уровня доступности качественного современного образования вне зависимости от места проживания учащегося. Повышение эффективности бюджетных расходов на образование. Обеспечение базы для роста расходов на заработную плату педагогов. Повышение качества образовательных услуг. Основные цели: Обеспечение полноты предоставляемых сетью образовательных услуг с учетом их территориальной доступности. Повышение адекватности образовательных услуг сетевых элементов потребностям учащихся разного возраста. Рационализация использования ресурсов сети общеобразовательных учреждений.

Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика"13 Снятие (смягчение) рисков: обеспечение комплекса мероприятий по росту величины норматива, роста величины учебных расходов; ремонт и переоснащение ОУ современным высокотехнологичным оборудованием и технологиями; обеспечение возможности организации переподготовки кадров; организация взаимодействия с органами общественного управления образованием, общественными организациями, СМИ. Мониторинг: Анализ региональной нормативной базы и её сопоставление с происходящими процессами в системе образования. Исследование возможности предоставления региональной сетью ОУ современных качественных образовательных услуг. Анализ эффективности бюджетных расходов на образование и порядка рефинансирования высвобождающихся средств в систему образования на её развитие. Результативность комплексных проектов Направление 4: Развитие сети образовательных учреждений. Риски реализации: возможные социальные напряжения связанные с высвобождением педагогических кадров; возможные социальные напряжения в связи с необоснованным закрытием малочисленных, малокомплектных ОУ (особенно в сельской местности). и т.п.

Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика"14 Результативность комплексных проектов Направление 5 : Развитие общественного участия в управлении образованием. Основные цели: Появление института внешнего оценщика качества образования. Формирование института внешнего заказчика системе образования. Осуществление общественного контроля за состоянием системы образования, реализацией программ их развития, соблюдением законных прав и интересов обучающихся и работников образовательных учреждений. Типовые решения регионов: Создание органов общественного управления в системе образования на уровне ОУ, муниципалитета, региона; Масштабная подготовка общественных управляющих. Передача существенных полномочий органам общественного управления образованием; Разработка и принятие нормативной базы (положений, регламентов) регулирующих деятельность органов общественного управления образованием. Эффекты: Становление гражданского заказа системе образования, перевод системы образования в режим открытого функционирования, обеспечение инвестиционной привлекательности системы образования и т.п.

Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика"15 Направление 5 : Развитие общественного участия в управлении образованием. Риски реализации: Формальный подход к реализации моделей участия общественности в управлении образованием. Натуральное понимание участия общественности в регулировании образовательного процесса, возможное противостояние органов общественного управления и представителей педагогических кругов, системы образования. Снятие (смягчение) рисков: Принятие положений и регламентов деятельности органов общественного управления образованием на школьном, муниципальном и региональном уровнях. Создание системы подготовки общественных управляющих в системе образования. Передача общественным советам реальных полномочий в системе образования. Создание условий для обеспечения преемственности в деятельности органов общественного управления образованием. Мониторинг: Анализ нормативной базы и эффективности её использования. Появление (не появление) института внешнего заказчика системе образования. Результативность комплексных проектов

Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика"16 Результативность комплексных проектов Особенности реализации проекта и риски, с этим связанные (1) 1. Средства из Федерального бюджета могут расходоваться регионами в строго определенных направлениях: материально-техническое обеспечение, ремонты, повышение квалификации. 2. Средства из Федерального бюджета в рамках комплексного проекта выделяются для компенсации регионам издержек институциональных изменений. 3. Средства на институциональные изменения появятся как высвободившиеся в региональном бюджете и отчетность будет идти по направлениям расходования федеральных средств, а не по направлениям средств, направленных на институциональные изменения.

Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика"17 Результативность комплексных проектов Особенности реализации проекта и риски, с этим связанные (2): 3. Нормативное подушевое финансирование (НПФ) предполагает принцип «деньги следуют за учеником», и введение НПФ направлено на выравнивание условий пребывания ребенка в школе, доведение этих условий до современных стандартных. И здесь возникает тема малочисленных сельских школ, механизма реструктуризации, просто говоря закрытия их значительной части. Риск значительный, из-за отсутствия четкого регламента учета общественных интересов – сценарий «Прощания с матерой».

Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика"18 Результативность комплексных проектов Схема мониторинга (предложение) 3 уровня показателей: 1. Внутренние (отслеживание соответствия проводимых регионом изменений основным принципам КПМО и взятым на себя количественным и темповым обязательствам): Показатели заложены и в форме заявки, и в форме экспертного заключения. Может вестись мониторинг по показателям, утверждённым нормативым актом, определяющим реализацию проекта в регионе (показатели по 6 направлениям). 2. Институциональные (отслеживание устойчивости и укоренения проводимых регионом преобразований на всех уровнях): Разработка нормативных актов, определяющих модернизацию региональной системы образования в соответствии с представленным на конкурсе проектом (по 6 направлениям); принятие нормативно-правовых актов, согласно аннотированному списку, заявленному регионом; соответствие реальной ситуации и деятельности системы образования в целом принятым нормам. 3. Социально-экономические - внешне по отношению к системе образования (отслеживание проявляемости эффектов проводимой регионом модернизации): инвестиционная привлекательность сферы образования, конкурентноспособность уровня и востребованность результатов образования, доступность качественного образования независимо от места проживания, повышение престижа профессии учителя и т.п.

Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика"19 Результативность комплексных проектов Формат мониторинга: предельная формализация, электронный вариант, визуализация результатов. Механизм мониторинга: Регион, муниципалитеты (входящие в пилот), школы (входящие в пилот) по утвержденным показателям ведут электронную публичную отчетность, на соответствующих сайтах. На федеральном уровне происходит автоматический сбор данных, их обработка и визуализация. Постоянный ситуативный анализ реализации комплексных проектов.

Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика"20 Результативность комплексных проектов Выводы. Проблематика мониторинга комплексных проектов: - Разработка индикаторов связывающих качество образования (внутрисистемные показатели) с индикативными показателями регионов, показателями качества жизни граждан. Ограничения мониторинга комплексных проектов: - Формальные и фактические направления расходования средств, выделяемых в рамках КПМО - Необходимость минимизации рисков в предвыборный год Результативность КПМО: - Улучшение качества и доступности к качественному образованию - Улучшение условий пребывания детей в школах - Изменение показателей эффективности вложения бюджетных средств в образование