Программа развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа развития НИУ ВШЭ и перспективы развития преподавателей и исследователей 1.
Advertisements

1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Заведующая кафедрой менеджмента ИСГТ Никулина Ирина Евгеньевна.
Программа «Научный фонд ГУ-ВШЭ» и академические надбавки в гг.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
Казанский (Приволжский) федеральный университет Институт управления и территориального развития Магистерская программа «АНАЛИТИКА В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕСОМ»
Учебная, научная и научно-методическая деятельность.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ С(А)ФУ НА ГГ.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Интеллектуальная корпорация НИУ ВШЭ Как мы создаем и используем академические инструменты.
Южный федеральный университет Сопоставление показателей Программы развития ЮФУ на годы с международными и российскими методиками оценки эффективности.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
П Л А Н МЕРОПРИЯТИЙ (" ДОРОЖНАЯ КАРТА ") "И ЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ " Распоряжение.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Обеспечение устойчивого развития муниципальной системы качественного и доступного образования, в соответствии с требованиями инновационного развития экономики.
Инструменты академического развития НИУ ВШЭ М.М. Юдкевич.
«РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор Лёвин Б.А. 30 октября.
1 О развитии Президентской Программы подготовки управленческих кадров Директор Департамента экономики социального развития и приоритетных программ Г.Ч.
Транксрипт:

Программа развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики», в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет», на 2009 – 2018 годы Основные положения и первые итоги

2 Вызов, на который отвечает Программа развития Инновационной экономике нужны не только материальные, но и социальные и экономические технологии Расширение «степени свободы» массового работника и потребителя Креативные технологии распространяются в массовые сервисы и потребление Доля трансакционных издержек в мировом ВВП превышает 50% Резкий рост разнообразия экономических и социальных институтов

Зачем России Высшая школа экономики? Вызовы для России: Отставание в мировой системе производства и распространения социально-экономических знаний, моделей и технологий И государственные, и корпоративные управленцы слабо знают социальные процессы и экономику России. Нет инфраструктуры мониторингов и наблюдений Дефицит сильных кадров для управления, глобального бизнеса, производства знаний 3

4 Новые внешние вызовы – новая цель ГУ-ВШЭ России нужен передовой научно-образовательный центр мирового класса в области социально-экономических наук –международно конкурентоспособные исследования и разработки –лучшие кадры и студенты, привлечённые глобально Миссия ГУ-ВШЭ: обеспечить конкурентоспособность Университета по отношению к ведущим мировым научно-образовательным центрам в области экономических и социальных наук (Распоряжение Правительства России от 12 августа 2008 г. 1177)

5 Работает в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми 24 факультета, более 170 кафедр, 34 НИИ и научных центра, 20 научно-учебных лабораторий 5 бизнес-школ и 20 институтов дополнительного образования Cвыше 200 программ дополнительного образования (в том числе MBA, DBA, EMBA) 20 тыс. слушателей программ дополнительного образования (Москва) Университет сегодня

6 единственный НИУ с социально-экономическим профилем один из наиболее популярных вузов России –РейтОр: лидер по информационной прозрачности –входит в top-5 вузов России по качеству абитуриентов –за год поднялся с 5 на 2 место по России (c 935 на 591 по миру) в рейтинге Webometrics студентов, 50% из регионов, самая большая магистратура в России преподавателей и научных сотрудников проектный университет – разработчик ключевых реформ (заказчики – органы власти, бизнес)

Средняя зарплата преподавателя – 79 тыс.руб. Самый молодой состав преподавателей – 43 года 74% преподавателей ведет научную работу Самый большой объем внебюджетных доходов среди вузов России – почти $100 млн. Вырос в кризисном 2009 г. на 5% 7 Университет сегодня

8 Университет сегодня: Конкурентоспособность на мировом рынке Все выпускники ГУ-ВШЭ хорошо владеют иностранными языками – готовы к работе на глобальном рынке Качество подготовки бакалавров – на уровне ведущих университетов мира (выпускники ГУ-ВШЭ легко поступают на магистерские программы за рубежом) По объему исследований и разработок на преподавателя ГУ-ВШЭ ($30 тыс.) достиг уровня западноевропейских университетов и превосходит все вузы Восточной Европы Включенность в практику социально-экономических реформ и корпоративного управления – встроенный механизм контроля актуальности исследований и компетенций выпускников

9 Зоны отставания ГУ–ВШЭ по сравнению с ведущими социально-экономическими университетами мира Недостаточны экспорт и импорт знаний и «мозгов» (1,5% иностранных студентов против 30% в среднем по конкурентам; 3% преподавателей с иностранными дипломами против 25%) Число публикаций в международных реферируемых журналах в десятки раз меньше, чем у ведущих мировых вузов Инфраструктура проживания и обучения непривлекательна (все университеты первой сотни имеют компактные кампусы) Бюджет на порядок ниже – $300m против $3000m в среднем; фонд целевого капитала отсутствует НО!

10 Развитие Университета сдерживается рядом ограничений - 1 нормативные ограничения: –нерациональные требования к расходованию средств федерального бюджета –ограничения на приглашение зарубежных специалистов финансовые ограничения: –заработанные средства идут не на развитие, а на удержание кадров (внебюджетное финансирование превышает 50%) –расходы на исследования в десятки раз ниже, чем у конкурентов ($37M v. $500M) –бюджет меньше на порядок ($300M v. $3B)

11 кадровые ограничения: дефицит преподавателей, владеющих современными образовательными технологиями, занимающихся научными исследованиями и являющимися носителями конкурентоспособной академической культуры слабая инфраструктура: отсутствие единого кампуса и серьёзное отставание по площадям мешает междисциплинарным разработкам, не позволяет реализовать модель преподавателя полного дня, препятствует интеграции образования и исследований Развитие Университета сдерживается рядом ограничений - 2

Существующий дефицит площадей и территориальная разобщённость блокируют достижение международного уровня 12 Условия достижения мирового уровня модель «преподаватель полного дня» междисциплинарные разработки и гибкие учебные планы интернационализация интеграция образования и исследований самостоятельная работа студентов Инфраструктурные решения существенное увеличение числа и качества кабинетов преподавателей «стягивание» университета к единому кампусу общежития для иностранных студентов и профессоров специальные помещения для современных лабораторий открытые образовательные пространства

13 Программа развития университета до 2018 г. - достижение уровня международного исследовательского университета, прежде всего по приоритетным направлениям развития (ПНР)

14 Первый этап ( ) Быстрое обновление образовательных продуктов и формирование нового поколения магистерских программ. Кадровое развитие и создание условий для формирования исследовательских центров мирового уровня в рамках приоритетных направлений. Второй этап ( ) Поддержка деятельности центров мирового уровня и международное продвижение новых направлений образования (прежде всего на уровне магистратуры и аспирантуры) в соответствующих областях. Поддержка развития новых приоритетных направлений (из собственных средств Университета) для обеспечения более широкой междисциплинарности исследований и разработок. Коммерциализация разработанных в ведущих научных коллективах моделей и технологий через формирование пояса инновационных компаний вокруг Университета. Третий этап ( ) Формирование равноправных международных партнерств в области исследований и разработок и в области образования. Дальнейшее тематическое расширение приоритетных направлений развития. Этапы и сроки реализации Программы развития НИУ

15 Блоки задач Программы Обеспечение инновационной экономики в России кадрами с принципиально новыми компетенциями – способными и управлять проектами, и работать со знаниями (управленцы-аналитики) Формирование исследовательского и инновационного центра мирового уровня в области социально-экономических наук Создание системы распространения инновационных моделей и технологий в российской системе образования, в экономике и в обществе Развитие кадровой базы национального исследовательского университета Создание инфраструктуры образовательной и научной деятельности на уровне лучших мировых научно-образовательных центров

16 Приоритетные содержательные направления развития Приоритетные направления развития (ПНР) определились с учетом внешних вызовов и направлений, по которым ВШЭ занимает лидирующие позиции в России и имеет потенциал для серьезного продвижения в глобальном научном и образовательном пространстве: Экономика Государственное и муниципальное управление Менеджмент Социология

17 Приоритетные направления развития: ПНР «Экономика» Основные области исследований и разработок: Мониторинг, моделирование и инструменты экономической политики Экономический анализ предприятий и рынков Институциональный анализ и моделирование реформ Демография, рынок труда и социальные процессы Исследование инновационных процессов Долгосрочное прогнозирование социально- экономических процессов (Форсайт) Комплексный анализ глобальных процессов Математическое моделирование сложных социально- экономических процессов Финансовая экономика

18 Приоритетные направления развития: ПНР «Государственное и муниципальное управление» Основные области исследований и разработок : Организационное проектирование органов исполнительной власти и электронное правительство Развитие государственной службы Стратегическое государственное управление и планирование Эффективность управления в бюджетном секторе экономики Государственно-частное партнерство Развитие местного самоуправления и организация муниципального управления

19 Приоритетные направления развития: ПНР «Менеджмент» Основные области исследований и разработок: –Стратегический процесс и стратегическая архитектура российских компаний –Исследование сетевых форм организации бизнеса –Логистика и управление цепями поставок –Развитие методологии управления проектами, проектно- ориентированной экономикой и бизнесом –Исследование социальной организации и управления человеческими ресурсами фирмы –Исследование управления медиа и массовыми коммуникациями, технологий маркетинга –Информационные сервисы в экономике и управлении –Математические и формальные методы интеллектуального анализа данных –Программная инженерия

20 Приоритетные направления развития: ПНР «Социология» Основные области исследований и разработок: –Социологический анализ предприятий и рынков –Исследования предпринимательского потенциала населения –Комплексные исследования социально- экономического поведения домохозяйств –Социология социальной сферы –Социокультурные исследования в экономике –Фундаментальная социологическая теория

21 Блок 1. Образование: новые кадры для России создать собственные образовательные стандарты международного уровня, позволяющие студентам формировать гибкие образовательные траектории приоритетно развивать уровни продвинутой подготовки – магистратуру и аспирантуру к 2018 довести долю аспирантов полного дня до 50% поставить проектную и исследовательскую работу студентов в центр учебного процесса, резко сократив традиционную учебную нагрузку обеспечить не менее 50% студентов опытом обучения по совместным программам с ведущими зарубежными университетами

22 Блок 1. Образование: магистерский университет

23 Блок 1. Образование: индивидуальные образовательные траектории ГУ-ВШЭ закрепит позиции как центр внедрения эффективных образовательных технологий, где каждый студент будет учиться по индивидуальной траектории, доля дисциплин по выбору достигнет в бакалавриате – 50%, магистратуре – 70%, доля самостоятельной работы – 70% общей нагрузки в магистратуре

24 Включение студентов в научную работу

25 Доля базовых кафедр крупных корпораций от общего числа кафедр Блок 1. Образование: формирование практических компетенций Практические компетенции выпускников будут обеспечены системой базовых кафедр крупных корпораций: доля выпускников, получивших практические навыки работы по специальности во время обучения в ГУ- ВШЭ, будет доведена до 90%. В 2009 г. в рамках ПУЛов на постоянной основе работали 18 студентов, более 100 студентов участвовали в семинарах, организуемых лабораториями (проведено 11 проектных семинаров и круглых столов). Всего ПУЛами успешно реализованы 10 проектов.

26 Блок 1. Образование: интернационализация Обеспечивая глобальную конкуренто- способность, ГУ-ВШЭ будет проводить международную аккредитацию и экспертизу учебных программ, создавать совместные программы с ведущими университетами мира

27 Блок 2. Исследования и разработки: задачи и подходы добиться научного лидерства в нескольких областях социально-экономических наук, а также преодолеть отставание на критически важных современных направлениях создать собственную (одну из лучших в мире) базу эмпирических данных в социально-экономической области включиться в международные сопоставительные исследования и создать совместные лаборатории с ведущими университетами осуществлять международную экспертизу исследовательских проектов не финансируется Программой развития НИУ

28 Блок 2. Научное лидерство: перспективные направления исследований К 2018 году ГУ-ВШЭ войдет в число ведущих научных центров в мире по 8–10 направлениям исследований: прикладной институциональный анализ экономическая социология исследования рынков труда и демографических процессов социально-экономическая статистика прикладная математика форсайт-исследования оптимизация государственного управления сервисная информатика геополитика этносоциология и этнопсихология

29 Блок 2. Исследования и разработки: преодоление отставания К 2018 году ГУ-ВШЭ создаст исследовательские центры по направлениям отставания (где в России нет специалистов конкурентоспособного уровня): эконометрия и социометрия, теория контрактов, когнитивные исследования, экономический анализ права, сравнительное право, экономическая история, поведенческая экономика и финансы Метод – импорт команд молодых исследователей из ведущих мировых университетов + стажировки аспирантов и молодых преподавателей ГУ-ВШЭ в мировых центрах компетенций

30 Блок 2. Исследования и разработки: присоединение к глобальной повестке дня ГУ-ВШЭ сформирует международные полидисциплинарные научно-аналитические центры по вопросам глобальной повестки дня: –демография и миграция –экономика и социология природопользования –экономика климатических изменений –новые компетенции для инновационной экономики

Показатель Доход от НИОКР из всех источников млн.руб.946,81 219,3 Число статей по ПНР НИУ в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, Российский индекс цитирования) ед Число публикаций в российских изданиях (перечень ВАК России) ед Блок 2. Первые шаги Программы: научная активность преподавателей и научных сотрудников – итоги 2009 года

Создано 7 научно-исследовательских институтов и центров Создано 7 научно-учебных и проектно-учебных лабораторий Открыто 4 базовые кафедры Поддержано 18 бизнес-проектов Бизнес-инкубатором и проектно-учебными лабораториями 32 Блок 2. Первые шаги Программы: развитие научной и инновационной инфраструктуры в 2009 г.

Блок 3. Распространение инновационных знаний и практик 33 социальные сети распространения новых знаний и стандартов филиалы ВШЭ – лидирующие социально-экономические вузы Приволжского и Северо-западного федеральных округов система интернет-порталов модульные программы дополнительного профессионального образования площадка коммуникации представителей государства, бизнеса, научно-образовательного и экспертного сообщества финансируется программой развития НИУ частично

34 ГУ–ВШЭ издает 22 научных, научно-практических и информационно- аналитических журнала, из них 14 – по ПНР. Всего за отчетный год Издательский дом ГУ–ВШЭ подготовил и выпустил 154 научных, образовательных и аналитических изданий общим тиражом 70,2 тыс. экземпляров. Преподавателями и научными сотрудниками ГУ–ВШЭ в 2009 г. были опубликованы 458 монографий и глав монографий, 363 учебника и учебных пособия и 2350 статей в научных журналах. Блок 3. Распространение знаний и практик: издательская программа

35 внедрить эффективный контракт для повышения совокупного дохода преподавателей до конкурентоспособного уровня вытеснять «чистых преподавателей» экономически и морально через финансовые стимулы и создание условий для занятия научной деятельностью развивать институт научных и учебных ассистентов для закрепления академического выбора студентов привлечь лучшие кадры с международного академического рынка труда приглашать выдающихся исследователей и целые команды на приоритетные направления Блок 4. Развитие кадровой базы университета – походы и задачи:

В 2009 г. в ВШЭ работают 31 преподаватель, получившие докторскую степень в ведущих западных университетах План на 2010 г. – нанять ещё 15 К 2015 г. в Университете будет работать не меньше 150 «западных» докторов (10% от штатных преподавателей) Блок 4. Развитие кадровой базы: преподаватели со степенью Ph.D. 36

37 Блок 4. Развитие кадровой базы: «приток мозгов»

38 Мировой академический рынок 250 тыс. руб. ГУ-ВШЭ пока не может конкурировать 125 тыс. руб. Бизнес в России (Москва) 100 тыс. руб. ГУ-ВШЭ отстает 75 тыс. руб. Вузы в России (Москва) 30 тыс. руб. ГУ-ВШЭ уже выигрывает 60 тыс. руб. Блок 4. Развитие кадровой базы: эффективный контракт ГУ–ВШЭ обеспечит качество преподавательского корпуса через систему эффективного контракта

39 Блок 4. Развитие кадровой базы: составляющие эффективного контракта с преподавателем (2009г.) Академическая траектория: К базовой заработной плате (28 тыс.руб. у доцента) могут добавляться академические надбавки за публикации ( тыс.руб.), персональные научные гранты (40 тыс.руб.) или заработная плата в центре фундаментальных исследований (30-50 тыс.руб.) Прикладная траектория: К базовой заработной плате (28 тыс.руб. у доцента) могут добавляться доходы от преподавания на коротких программах и в бизнес-школах (20-80 тыс.руб.), доходы от участия в прикладных НИР ( тыс.руб.)

40 Блок 4. Развитие кадровой базы: академическая мобильность

Блок 5. Создание инфраструктуры образовательной и научной деятельности мирового уровня «стягивать» университет к единому кампусу или к двум- трём компактным учебным комплексам ликвидировать хронический дефицит учебно-лабораторных площадей оснастить аудитории, конференц-залы и лаборатории новейшим оборудованием и программным обеспечением обеспечить полный доступ к основным глобальным академическим ресурсам 41

42 Блок 5. Создание инфраструктуры образовательной и научной деятельности мирового уровня: университет полного дня ГУ-ВШЭ должен предоставлять возможность каждому преподавателю и научному работнику полностью сосредоточиться на работе в университете Работа с коллегами и заинтересованными студентами может продолжаться весь рабочий день Необходимы собственные кабинеты для каждого преподавателя и научного сотрудника, комнаты с рабочими местами для аспирантов и лучших студентов, включенных в НУЛы и ПУЛы Студенческие и преподавательские клубы, кафе, магазины «Тихие зоны» - Библиотеки «Зоны общения» – Клубные помещения

43 кв. м на одного студента, по данным 2009 г. 10 Блок 5. Создание инфраструктуры образовательной и научной деятельности мирового уровня: ограничения ГУ-ВШЭ отстаёт от большинства российских университетов

Блок 5. Создание инфраструктуры образовательной и научной деятельности мирового уровня: риск невыполнения обязательств Университета к 2011 г. 44 Зона критического дефицита – 70%: высокий риск невыполнения обязательств Университета * из расчёта 13,5 кв. м на студента

Блок 5. Создание инфраструктуры образовательной и научной деятельности мирового уровня: немедленные меры по ликвидации дефицита учебных площадей : передача объектов федеральной собственности, кв. м 2013: ввод АИК Покровка, новое строительство кв.м; передача объектов федеральной собственности, кв. м, например, комплекс зданий Военной академии им. Жуковского 2015: ввод АИК Шаболовка, кв. м может быть реализован в форме инвестиционного проекта при условии вовлечения дополнительных зданий и земельных участков федеральной собственности рыночной стоимостью не менее 2 млрд. рублей + финансирование капитального ремонта комплекса «Шаболовка» в размере 350 млн. руб.,

Блок 5. Создание инфраструктуры образовательной и научной деятельности мирового уровня: дефицит учебных площадей в филиалах 46

47 Блок 5. Создание инфраструктуры образовательной и научной деятельности мирового уровня: дефицит учебных площадей в Санкт-Петербургском филиале

48 Блок 5. Создание инфраструктуры образовательной и научной деятельности мирового уровня: дефицит учебных площадей в Нижегородском филиале

49 Блок 5. Создание инфраструктуры образовательной и научной деятельности мирового уровня: дефицит учебных площадей в Пермском филиале

50 Блок 5. Создание инфраструктуры образовательной и научной деятельности мирового уровня: информационные ресурсы Доступ к глобальным информационным ресурсам из любой точки Электронные ресурсы ГУ-ВШЭ уже сегодня охватывают 85% доступной в мире информации по социально- экономическим наукам, включая полнотекстовые версии журналов начиная с конца XIX века и доступны преподавателям и студентам из любой точки онлайн 50% студентов пользуются электронной библиотекой регулярно К 2015 году – 12 библиотек с открытым доступом к научной и учебной литературе, начиная с середины XX века, 3000 рабочих мест. Будет закуплено до 500 тыс. экз. новой научной литературы и изданий прошлых лет на иностранных языках

51 Блок 5. Создание инфраструктуры образовательной и научной деятельности мирового уровня: общежития Половина студентов и аспирантов ГУ-ВШЭ – из российских регионов Программы повышения квалификации преподавателей со всей России охватят к 2015 г. несколько тысяч человек в год Соответствующая потребность в общежитиях будет к 2015 г. составлять 10 тыс. мест, в том числе в Москве - 7 тыс. мест.

Блок 5. Создание инфраструктуры образовательной и научной деятельности мирового уровня: единый кампус Географическая компактность – необходимость для современного университета Все ведущие университеты имеют компактные кампусы 2010 г. – ВШЭ располагает в Москве 120 тыс.кв.м в 14 территориально разобщенных зданиях. Полностью отсутствует спортивная база. Потребность к 2015 г. – 250 тыс.кв.м гг. – реконструкция комплекса на Покровском бульваре (70 тыс.кв.м + подземная парковка) гг. – строительство комплекса на Шаболовке (70 тыс.кв.м + подземная парковка) и второй очереди на Покровском бульваре (30 тыс.кв.м + подземная парковка) Возможно получение дополнительных зданий в пешеходной близости от основных комплексов ВШЭ 52

Блок 5. Создание инфраструктуры образовательной и научной деятельности мирового уровня: управление качеством Сформирована система мониторинга реализации Программы, направленная на обеспечение соответствия результатов поставленным целям В 2009 г. все филиалы, факультеты и основные подразделения Университета разработали собственные концепции и проекты программ развития в соответствии с общей Программой развития ГУ–ВШЭ Проведена всесторонняя экспертиза стратегий развития 11 факультетов, 5 отделений и 3 филиалов 53

54 Финансовое обеспечение реализации Программы Финансирование Программы развития из средств федерального бюджета разрешено по следующим направлениям: Разработка учебных программ Повышение квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогических работников Университета Приобретение учебно-лабораторного и научного оборудования Развитие информационных ресурсов Совершенствование системы управления качеством образования и научных исследований

55 Финансовое обеспечение реализации Программы Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета и внебюджетного софинансирования в 2009 – 2018 гг млн.руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета – 1560 млн.руб.; за счет внебюджетных средств – 832 млн.руб.; В 2009 г. за счет средств федерального бюджета – 150 млн.руб.; за счет внебюджетных средств – план – 30 млн.руб., факт – 37,3 млн.руб. Финплан НИУ ВШЭ в целом ориентирован на решение задач Программы развития. 25% доходов подразделений должны направляться на реализацию мероприятий НИУ в рамках их программ развития

56 Расходование средств федерального бюджета по Программе НИУ в 2009 г. (средства получены 4 декабря 2009 г.) Более 90% средств Программы из федерального бюджета распределялись по итогам открытых конкурсов (аукционов) До 14 декабря были законтрактованы все средства федеральных ассигнований и софинансирования

57 Расходование средств федерального бюджета по Программе НИУ в 2009 г. (с 5 декабря 2009 г.) Направления расходования средств Федеральный бюджет (млн. руб.) Софинан- сирование (млн. руб.) Приобретение учебно-лабораторного и научного оборудования 106,4864,984 Повышение квалификации и профессиональная переподготовка научно-педагогических работников университета 8,30016,746 Развитие информационных ресурсов35,2147,021 Совершенствование системы управления качеством образования и научных исследований -8,541

58 Расходование средств федерального бюджета по Программе НИУ в 2009 г. Ресурсы федерального бюджета в 2009 г. были инвестированы в –Обеспечение точек роста (лабораторий и центров) современным оборудованием, укрепление полиграфической базы –Оборудование конференц-залов с возможностью трансляции мероприятий на другие территории университета (в том числе в филиалы) и в сеть интернет; системы многоязыковой поддержки для реализации международных мероприятий по ПНР –Подключение ГУ-ВШЭ и филиалов к мировым электронным научно- образовательным информационным ресурсам –Подключение к современным базам эмпирических данных –Развитие образовательного, аналитического и информационного порталов и их англоязычных версий –Развитие электронных журналов –Повышение квалификации преподавателей и научных сотрудников: курсы по развитию академических навыков, стажировки в ведущих университетах, курсы английского языка

Эффективность реализации Программы: образование удвоен набор магистров из других вузов открыты первые проектно-учебные лаборатории доля курсов по выбору в магистратуре выросла до 30%, в бакалавриате – до 15% начал работу факультет математики осуществлён первый выпуск магистров финансов совместно с Лондонской школой экономики 59

Эффективность реализации Программы: исследования и разработки начаты совместные исследовательские проекты с ведущими университетами: Стэндфордский университет, Пекинский университет, Шанхайский университет, Сорбонна развёрнут комплекс работ по развитию государственной статистики научная продуктивность научно-учебных лабораторий выросла на 30% более чем удвоилось число публикаций в периодике (индексы Web of Science, Scopus, Российский индекс цитирования) по приоритетным направлениям (2008 г. – 268, 2009 г. – 580) 60

Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения Инновационное поведение населения Деловая активность предприятий Динамика производства продукции в отраслях реального сектора экономики Инновационная активность предприятий Образовательные и трудовые траектории выпускников школ и вузов Экономические процессы в здравоохранении и образовании Экономические издержки взаимодействия государства, граждан и бизнеса Состояние гражданского общества 61 Эффективность реализации Программы: исследования и разработки: 2009 – расширена система комплексных эмпирических обследований

62 Наименование индикатора2009 (план) 2009 (выпол нение) Количество статей по ПНР НИУ в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями, в расчете на одного НПР, единиц 0,1020,2660,1780,2530,301 Эффективность работы аспирантуры и докторантуры по ПНР НИУ,%13,018,520,025,030,0 Количество новых разработанных магистерских программ, ед.в год Количество новых учебных курсов с дистанционной поддержкой, ед.в год Доля реализуемых курсов по выбору на 3-4 курсе бакалавриата (в магистратуре),%15(30) 25(40)25(50)35(55) Количество новых курсов на английском языке, ед.в год Общее число базовых кафедр, прикладных и проектно-учебных лабораторий Общее число научно-учебных лабораторий Доля преподавателей и научных сотрудников, повысивших квалификацию, % Финансовое обеспечение программы развития из внебюджетных, источников, млн. руб. 30,037,35056,076,0 Показатели эффективности реализации Программы

63 Разработать внутреннюю нормативную базу для введения европейских приложений к диплому Довести долю учебных курсов по выбору в бакалавриате до 25%, а в магистратуре – до 40% Предусмотреть в каждой образовательной программе ВПО специальные учебные курсы, направленные на подготовку студентов к научной, исследовательской и проектной работе Обеспечить дистанционное проведение лекций и видео-конференций для филиалов Организовать Зимние школы для абитуриентов магистратуры по всем направлениям обучения (10 школ) Расширить географию проведения олимпиады для школьников (до 28 регионов) Организовать олимпиады для школьников с 6 вузами-партнерами Провести конкурсы выпускных работ для бакалавров из других вузов по социально-экономическим наукам (для привлечения талантливых магистрантов) Открыть гибкие модульные программы МВА в рамках ДПО Задачи на 2010 год: образование

64 Задачи на 2010 год: исследования и разработки Сформировать систему международной экспертизы результатов фундаментальных исследований Начать реализацию долгосрочных мультидисциплинарных проектов сотрудничества с партнерскими научно-образовательными центрами в США, Западной Европе и Китае Создать «зеркальную» лабораторию совместно с Лондонской школой экономики Привлечь ведущих зарубежных ученых не менее чем к 40 исследовательским проектам, включая реализацию 26 совместных международных исследовательских проектов Сформировать систему управления базами социально- экономических знаний

65 Задачи на 2010 год: исследования и разработки Провести не менее 5 мониторинговых исследований в социально- экономической сфере Подготовить не менее 6 аналитических докладов по различным областям социально-экономического развития России Сформировать систему управления интеллектуальной собственностью Создать Центр коммерциализации ГУ–ВШЭ Организовать запуск пилотного проекта по созданию малых инновационных предприятий Создать студенческие бизнес-инкубаторы в Нижнем Новгороде и Перми и интегрировать их с бизнес-инкубатором Москвы Поддержать не менее 18 инновационных бизнес-проектов ранней стадии Создать студенческую бизнес-организацию Включить курсы по предпринимательству в основные учебные планы Развить университетскую экосистему поддержки предпринимательства

66 Задачи на 2010 год: распространение знаний и практик Открыть программы повышения квалификации для преподавателей вузов СНГ Сформировать совместную программу по экономике с Казанским федеральным университетом Для всех журналов, издаваемых ГУ–ВШЭ, создать электронные версии и разместить на корпоративном портале Увеличить число полнотекстовых периодических изданий (включая статистические отчеты, документы бизнес-аналитики, препринты и труды конференций), доступных в электронной подписке, до 56 тысяч

67 Задачи на 2010 год: распространение знаний и практик Разместить на корпоративном портале в открытом доступе все программы учебных дисциплин (100%) из утвержденных рабочих учебных планов по первому высшему образованию Осуществить видеозапись (с последующим размещением в открытом доступе на корпоративном портале) ключевых курсов по каждому ПНР Разместить на образовательном и корпоративном порталах профориентационные материалы по экономике (и предпринимательству), социологии, философии для школьников, включая олимпиадные задания Создать карту/атлас российских научных центров, работающих по областям ПНР, в рамках экспертного канала «Открытая экономика»

68 Задачи на 2010 год: развитие кадровой базы исследовательского университета Увеличить в 1,5 раза число Ph.D. среди преподавателей университета Перевести 30% преподавателей на эффективный контракт Довести долю специалистов-практиков в составе ППС до 10% Увеличить на 20% число студентов, участвующих в работе научно- учебных и проектно-учебных лабораторий. Создать 3 новых научно- учебных и 5 проектно-учебных лабораторий Создать систему научных ассистентов Выдать стартовые гранты 140 молодым специалистам, входящим в кадровый резерв университета Реализовать комплексную программу повышения квалификации сотрудников университета (преподавателей, научных работников, администраторов) Внедрить эффективный механизм ротации кадров на конкурсной основе, повысив требования к научной деятельности ППС Обеспечить стажировки в ведущих университетах и научно- аналитических центрах 30 преподавателям и научным сотрудникам

69 Задачи на 2010 год: создание инфраструктуры образовательной и научной деятельности мирового уровня Создать единый центр обработки данных ГУ–ВШЭ Ввести в действие вторую очередь системы электронного документооборота Разработать концепцию единой информационной системы управления научными исследованиями Разработать дополнительную функциональную систему поддержки учебного процесса Внедрить в филиалах единые информационные системы финансового контура и кадрового учета Разработать интеграционные решения между информационными системами Увеличить число доступных онлайновых информационных платформ до 37 Довести долю административных и образовательных процессов, имеющих электронные регламенты, до 15%

70 Задачи на 2010 год: создание инфраструктуры образовательной и научной деятельности мирового уровня Обеспечить беспроводным интернетом все учебные корпуса и основные общежития Установить в основных корпусах Москвы и филиалов информационные терминалы Оснастить современным оборудованием 30 новых аудиторий Ввести в эксплуатацию первую очередь загородного учебного центра «Вороново» (9 777 кв. метров) Ввести в эксплуатацию новые учебные корпуса в Нижегородском филиале (3 170,7 кв. метров) Ввести в эксплуатацию новые площади в Москве (до тыс. кв. метров, ул. Шаболовка) Организовать новое пространство для научных подразделений (1 318 кв. м., Москва, Славянская пл.)

71 Задачи на 2010 год: создание инфраструктуры образовательной и научной деятельности мирового уровня Модернизировать все внешние инженерные сети научно- учебного комплекса «Покровка» в целях подготовки его масштабной реконструкции. Завершить проектные работы по реконструкции комплекса Завершить ремонт и ввести в эксплуатацию учебные аудитории на Петровке (1 775 кв.м) Завершить реконструкцию тепловых пунктов во всех учебных и административных зданиях ГУ–ВШЭ, создать единую диспетчерскую службу Ввести в эксплуатацию 3 комплекса современных общежитий квартирного типа на 5150 мест