Цель урока: Показать учащимся особенности поэмы, содействовать воспитанию патриотического чувства. Задачи урока: 1.Выявить уровень знаний учащихся по поэме «Василий Тёркин». 2. Развивать познавательный интерес к творчеству поэта. 3. Содействовать воспитанию патриотического чувства и развитию гражданского самосознания школьников. 4. Совершенствовать навыки выразительного чтения.
Поэму «Василий Тёркин» Твардовский писал, используя народную основу. Мы с вами легко замечаем и народный говор, и юмор.
Каждая группа получает три четверостишия. Их необходимо восстановить. А быть может, там с полночи Порошит снежок им в очи… И уже давно Он не тает в их глазницах… Не быстрей идут, не тише И пыльцой лежит на лицах- Письма старые домой… Мертвым все равно. Что еще ребята сами На привале при огне… Стужи, холода не слышат, Смерть за смертью не страшна… Где-нибудь в лесу писали Друг у друга на спине. Хоть еще паек им пишет Первой роты старшина. Старшина паек им пишет, А по почте полевой…
То серьёзный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег,- В бой, вперёд, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек. То серьёзный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег,- В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек.
1.Музыкальный инструмент, который имеет «меха». Что-то медленно по слуху Подбирал, как будто лень, На гармонь склонившись ухом, Шапку сдвинув набекрень.
2. Перемещение с одного берега на другой. Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда…
3. Грозное орудие, что несет смерть противнику. Переправа, переправа! Пушки бьют в кромешной тьме.
4. Замерзшая вода, твердая и жгучая. Ночью, первым из колонны, Обломав у края лед, Погрузился на понтоны Первый взвод.
5. Осадки в холодное время года. За ночь грудою взялась Пополам со льдом и снегом Перемешанная грязь.
6. И пассажирский, и военный транспорт. Не горюй, у немца этот Не последний самолет.
7. Большая награда, что украшает грудь. Мне не надо, братцы ордена, Мне и слава не нужна, А нужна больно мне Родина, Родная сторона!
8. Природное явление, что бьет порой в лицо. В глубине родной России, Против ветра, грудь вперед, По снегам идет Василий Теркин. Немца бить идет.
9. Мешочек, в котором солдаты хранили махорку. Мы с тобой за все в ответе, То-то брат! А ты- кисет…
10. Простой головной убор, который носили в Великую Отечественную войну. На гармонь, склонившись ухом, Шапку сдвинув набекрень.
11. Род войск, который располагается в окопах. Забирай, играй в охоту, В этом деле ты мастак, Весели свою пехоту…
12. Антоним слова «будни». Словно в праздник на вечерке, Половицы гнет в избе, Прибаутки, поговорки…
1.Глава «Переправа». Какой взвод погрузился на понтоны первым? (Первый). 2.В какое время года происходит переправа? (Зимой). 3.Днем или ночью переправлялись бойцы в главе «Переправа»? (Ночью). 4.Глава «О награде». Теркин мечтает, как он вернется домой и пойдет на вечерку. Что он там будет курить? ( «Казбек»). 5.Из какого города Теркин? (Из села на Смоленщине). 6.На какой по счету войне воюет Теркин? (На второй). 7.Были ли ранения у Теркина? (Ранение и контузия). Кто быстрее поднимает руку, тот и отвечает.
1.Не зарвёмся, так прорвемся, (Будем живы – не помрём) 2. Переправа, переправа! (Берег левый, берег правый) 3. Кому память, кому слава, Кому темная вода,- (Ни приметы, ни следа) 4. Бой идет, святой и правый, Смертный бой не ради славы- (Ради жизни на земле) 5. Я не так еще сыграл бы- (Жаль, что лучше не могу) В поэме «Василий Тёркин» очень много строк, которые стали афоризмами и произносятся довольно часто. Сейчас будет произноситься начальная строка, а вы должны продолжить известную фразу. 6. Хоть бы что ребятам этим, С места – (в воду и огонь) 7. Смерть есть смерть. Ее прихода (Все мы ждем по старшине) 8.В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, (Русский чудо-человек) 9.Рвутся мины. Звук знакомый Отзывается в спине. Это значит - Теркин дома, (Теркин снова на войне)
«Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Тёркин ранен», «Кто стрелял?», «От автора». Каждая команда по очереди называет главы поэмы.
Автор презентации Тарасова Нина Александровна. МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа 2». Образование высшее, I квалификационная категория, стаж работы 29 лет.