Обмен компетенциями и знаниями между вузом и индустрией: опыт Intel 18 мая 2009 А.В.Николаев И.О.Одинцов
2 Открытие первого офиса в России: Маркетинговый центр Intel начинает проект по разработке ПО в Сарове и Москве Intel начинает академические программы в России Intel открывает центр разработок в Нижнем Новгороде Intel открывает центр разработок в Сарове Intel открывает центры разработок в Москве, Новосибирске и Санкт- Петербурге 2009 История Intel в России
3 Сотрудничество Intel с университетами Научные идеи как основа новых технологий, продуктов, сервисов и т.д. –Проект по литографии на 193 нм с Центром фотохимии РАН Подготовка кадрового резерва для индустрии высоких технологий –Кафедра микропроцессорных технологий МФТИ на базе Intel Совершенствование учебного и научного процесса –Курс «Вычислительные нанотехнологии» в МГУ Пропаганда высоких технологий и просветительство –Конкурс проектов в области HPC, совместно с Роснано Сотрудничество науки, образования, индустрии – фундамент инновационной экономики
4 Опыт Intel и индустрии. Постановка задачи Подготовка кадров для инновационной и наукоемкой индустрии – опыт Intel: фундаментальные знания в предметной сфере; преодоление разрыва между теоретическими знаниями и практикой решения реальных задач; личностные, когнитивные, поведенческие навыки: лидерство и стремление к позитивным изменениям, инновационность, креативность, стратегическое мышление…
5 Навыки XXI века Какие навыки и качества будут наиболее востребованы на рынке труда молодежи в следующие 5 лет? Проблемно-аналитическое мышление Использование информационных технологий Эффективная работа в команде Инновационность / Креативность Лидерство / Предпринимательские способности Released October 2, 2006, by The Conference Board, Corporate Voices for Working Families, Partnership for 21 st Century Skills, and the Society for Human Resource Management. Это желаемый набор прикладных (личностных,социальных, когнитивных) навыков сотрудника 21 векав дополнение к основному образованию и основной специальности.
6 Что такое инновации и эффективные социальные навыки? Можно ли этому научиться? Да! Это управленческий процесс + набор «поведенческих моделей» для реализации этого процесса.
7 Intel University: учимся инновациям ТРИЗ
8 Университет Калифорнии, Беркли Учебные программы и тренинги по инновациям и предпринимательству. Среда для поддержки и генерации инноваций в университете. Источник кадров как для малого, так и крупного бизнеса Кремниевой Долины. Основные методические принципы: – от теории к практике; – «инновации в наукоемком секторе – командный вид спорта».
9 семинары университета Беркли в России; тренинги преподавателей Intel University; поддержка конкурсов бизнес планов БИТ и IBTEC; сотрудничество с CRDF: Школы-тренинги по инновационному предпринимательству; проекты с вузами России: – МГУ: innovationStudio; – МФТИ: hi-tech innovation; – МИФИ: Школа-тренинг по инновациям; – ННГУ: летняя школа «Бизнес и технологии»; – СПбГУ: i_novation{SPb}; – ИТМО: УМК по инновациям. «Инновации и предпринимательство – от теории к практике»
10 Классы для студентов вузов i_novation Развитие умений управления, работы в группе, коммуникаций, выступлений и т.д. Сотрудники Intel передают студентам опыт ведения реальных проектов гг. – пилот в Санкт- Петербурге гг. – расширение в Новосибирске, Н.Новгороде, Сарове. Психологические типы в программировании Класс 2 весеннего семестра Если бы К. Г. Юнг писал свой классический труд «Психологические типы» в наши дни, возможно, он включил бы в книгу главу «Проблема психологических типов в программировании». Почему все люди разные? Почему некоторые программисты работают на порядок эффективнее других? Какими принципами можно руководствоваться для формирования команд разработчиков ПО?
11 Учебная программа: Совместный проект Intel, Экономического ф-та МГУ, ф-та ВМиК МГУ, Научного Парка МГУ. Занятия 3 раза в неделю (вечер) + консультации + гостевые лекции. Выпускное испытание: конкурс бизнес планов Формула Успеха. Учебный год : – ведется подготовка методического пособия (будет издано в 2009 г.); – организовано 3 компании; – проект SecondYou - первое место на конкурсе Формула Успеха + финансирование (программа «Старт»).
12 Результаты ЭтапСтатус 1.Разработка и апробация учебных материалов и методик. Реализовано в МГУ, СПбГУ, ИТМО, МИФИ, МФТИ, ННГУ, НГУ. 2.Подготовка учебных и методических пособий. Разрабатывается МГУ, СПбГУ, ИТМО, МФТИ (готовность в 2009). 3.Программы дополнительной профессиональной подготовки преподавателей и распространение учебных программ. В планах 2009 – Released October 2, 2006, by The Conference Board, Corporate Voices for Working Families, Partnership for 21 st Century Skills, and the Society for Human Resource Management.
13 Основные выводы Набор личностных, когнитивных, поведенческих компетенций должен дополнять знания выпускников в прямой предметной сфере. Эти компетенции могут быть приобретены в результате учебных программ. Необходимо объединение усилий вузов и индустрии для внедрения и распространения методик развития личностных и социальных навыков и умений.
14
15 Опыт Intel
16 Решение Intel и вузов России Разработка образовательных программ и тренингов в сфере инноваций и развития личностных компетенций. Требования к программе: - ориентированность на практику; - Российский и зарубежный лучший опыт; - междисциплинарность; - возможность распространения в вузах.
17 Программа Intel по сотрудничеству с вузами Сотрудничество с более чем 150 университетами в 34 странах Инновации и предпринимательство в сфере наукоемкой индустрии Научные исследования Учебные курсы по новым направлениям науки и техники Некоторые проекты в России: Студенческие (Летние) Школы Технологические («Зимние») Школы Лаборатории, созданные при поддержке Intel Intel Studio HPC & Multicore Curricula Development …