Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности : 1) Игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно – ценностное общение; 4) досугово - развлекательная деятельность ( досуговое общение); 5) художественное творчество; 6) социальное творчество; 7) трудовая ( производственная) деятельность; 8) спортивно оздоровительная деятельность; 9) туристско – краеведческая деятельность. В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно – оздоровительное, художественно – эстетическое; научно – познавательное; военно – патриотическое, общественно – полезная и проектная деятельность. Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.
При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Эффект - это последствия результата. Воспитательный результат внеурочной деятельности –непосредственное духовно – нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние ( последствие) того или иного духовно – нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний ( об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности. При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребёнком первого уровня результатов.
Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия ( т. е. достижения третьего уровня результатов).Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду.
Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма ( точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм). Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень - более сложными, третий уровень самыми сложными формами внеурочной деятельности. Практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. Важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам:. разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате; подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня; выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого уровня; диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности; Оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т. д.).