Красноярск 2008 Профессиональное сообщество педагогов « » « Развитие гуманитарной образовательной среды для формирования базовых компетентностей современного учащегося »
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны». Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года Гуманитарные технологии – это технологии, ориентированные на развитие человеческой личности и на создание соответствующих условий для этого. Это способы совершенствования моральных и этических норм, способы развития интеллектуального потенциала и физического состояния.
Гуманитарный учитель - это личность с высоким уровнем сознания, профессионального мастерства, и культуры, способствующая становлению в ребенке его "человечности". Гуманитарный учитель способен адекватно решать задачи и проблемы связанные с "человеческим фактором". Гуманитарный учитель знает, каким образом можно создать совместно с учениками урок как произведение искусства и помочь ребенку в его индивидуально-личностном саморазвитии. Гуманитарный учитель умеет быть счастливым и передавать свое жизнелюбие своим воспитанникам. Гуманитарный учитель понимает психологию человека и берет на себя ответственность за взаимоотношения с детьми. Гуманитарный учитель хорошо владеет собой как педагогическим "инструментом". Гуманитарный учитель "выращивается" в особой среде диалогических отношений, стимулирующей его творчество и саморазвитие.
Аспекты жизнедея- тельности учителя Параметры Профессио- нально- личностного саморазвития Критерии уровня профессионально-личностного саморазвития Формы представления результатов Преподавание Гуманитарно- технологический Знание своего предмета и владение гуманитарными образовательными технологиями Урок; достижения учащихся Общение Коммуникативно -диалогический Владение диалогической формой общения с детьми Конструктивное разрешение межличностных конфликтов; желание детей общаться с учителем; диалогичность учащихся; мнения учащихся, коллег и родителей Воспитание Психолого- педагогический Психологическая готовность к педагогической деятельности; способность к созданию ситуации духовно-нравственного развития ребенка Конструктивное разрешение внутри- личностных конфликтов; воспитательные мероприятия; воспитанность уч-ся; благоприятный психо-логический климат Самообразован ие Управленческий Способность к управлению своим профессионально-личностным развитием Программа само-развития; участие в конкурсах и грантах; участие в исследоват. деятельности; квали- фикационный рост; публикации, портфолио Педагогическая рефлексия АвторскийСпособность к педагогической рефлексии Авторская система работы (концепция); обобщение своего опыта; участие в инновационной деятельности своей школы Модель профессионально-личностного саморазвития гуманитарного педагога:
Направления деятельности сообщества: Построение индивидуальных образовательных траекторий Мониторинг качества знаний учащихся на основе Международной программы по оценке образовательных достижений PISA Организация интерактивного общения с педагогами профессионального сообщества посредством открытия форума на школьном сайте Профессиональное сопровождение специалистами кафедр практической психологии и инновационной педагогики КГПУ освоения и реализации гуманитарных технологий Проведение семинаров, конференций, практикумов по проблемам гуманитаризации образования и освоению позиции тьюторства в образовательном процессе Создание учителями портфолио Участие учителей в индивидуальных и коллективных конкурсах и грантах
Продукты деятельности сообщества: Создание экспертно-аналитического консалдингового центра «Инновационное образование» Создание «Школы тьюторства» Презентация результатов опытно-экспериментальной работы в рамках Всероссийской научно-практической конференции Формирование Портфолио учителя как гуманитарного педагога Научные публикации
Ресурсы: Наличие скрининговых программ по диагностике и коррекции психо-эмоционального состояния учащихся Зона психологической коррекции и релаксации Центр дополнительного образования СМАРТ-фойе Образовательные программы дополнительного образования Научное сопровождение реализации гуманитарных технологий
Ожидаемые результаты: у учителей: - квалификационный рост и повышение профессионального мастерства; - владение гуманитарными педагогическими технологиями; - рост креативности и инициативы; -конструктивное разрешение конфликтов и противоречий, возникающих в школьной среде; - повышение уровня гуманитарной культуры; - концептуальность в профессиональной работе; у учащихся: - повышение качества знаний; -развитие способности к исследовательской и проектной образовательной деятельности; - повышение гуманитарной культуры; - адаптивность (отсутствие чувства беспомощности); - доверие к учителю и к школе; - способность разрешать конфликты; - улучшение самочувствия и здоровья.