Социальный и личностный заказ: возможности согласования образовательных потребностей Долгова Л. М., директор МБОУ СОШ «Эврика- развитие» г. Томска
Предыстория годы до 2005: влияние родительского заказа на образовательные программы инновационных школ; годы до 2005: влияние родительского заказа на образовательные программы инновационных школ; С 2005 года в связи с политикой общественного участия в управлении образованием - целенаправленное формулирование гражданского заказа С 2005 года в связи с политикой общественного участия в управлении образованием - целенаправленное формулирование гражданского заказа
Зачем нужен заказ из вне ? Для обновления целей образования в соответствии с потребностями жизни Для обновления целей образования в соответствии с потребностями жизни Для открытости школы современным тенденциям Для открытости школы современным тенденциям Для оценки качества работы школы и системы образования Для оценки качества работы школы и системы образования Для инвестиций и поддержки со стороны общества Для инвестиций и поддержки со стороны общества Для неотчуждённого отношения граждан к основному образовательному институту Для неотчуждённого отношения граждан к основному образовательному институту
Типы образовательного заказа Государственный заказ – язык, политическая лояльность, толерантность; Государственный заказ – язык, политическая лояльность, толерантность; Родительский заказ (личностный) - к условиям в образовательном учреждении (комфорт, здоровье, индивидуализация; к качеству- успешность) Родительский заказ (личностный) - к условиям в образовательном учреждении (комфорт, здоровье, индивидуализация; к качеству- успешность) Гражданский заказ (социальный) – к результатам образования и его качеству в связи с выходом граждан на мировой рынок труда; Гражданский заказ (социальный) – к результатам образования и его качеству в связи с выходом граждан на мировой рынок труда;
ПРОБЛЕМЫ ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ учителей, учеников и родителей отчуждены друг от друга в образовательном учреждении: учитель заботится о предметных знаниях, ученик не получает личностного образовательного опыта, родитель не верит ОУ, исходя из своего предыдущего опыта ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ учителей, учеников и родителей отчуждены друг от друга в образовательном учреждении: учитель заботится о предметных знаниях, ученик не получает личностного образовательного опыта, родитель не верит ОУ, исходя из своего предыдущего опыта НАТУРАЛЬНО И НАПРЯМУЮ ЗАКАЗ НА ОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ НЕ ФОРМУЛИРУЮТ НАТУРАЛЬНО И НАПРЯМУЮ ЗАКАЗ НА ОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ НЕ ФОРМУЛИРУЮТ педагогическое сообщество имеет мало позитивного опыта и форм взаимодействия с общественностью педагогическое сообщество имеет мало позитивного опыта и форм взаимодействия с общественностью
Позиция общественности Школа видит в родителях вчерашних школьников и пытается их учить! Школа видит в родителях вчерашних школьников и пытается их учить! Родительская общественность должна быть по позиции: партнёрами, Родительская общественность должна быть по позиции: партнёрами, консультантами, экспертами, сопроектировщиками, инвесторами
Чем будет управлять общественность? «Объект», в управлении которым может и должно принимать участие общество в лице своих специально подготовленных представителей, – это именно качество образования и именно в той его части, которая не относится к категории предметных достижений детей.» Это содержание корпоративного и социального заказа, который общ. управляющие могут донести как посредники. (В.К. Бацын, «Концепция обучения общ. Управляющих») «Объект», в управлении которым может и должно принимать участие общество в лице своих специально подготовленных представителей, – это именно качество образования и именно в той его части, которая не относится к категории предметных достижений детей.» Это содержание корпоративного и социального заказа, который общ. управляющие могут донести как посредники. (В.К. Бацын, «Концепция обучения общ. Управляющих»)
Формы взаимодействия с общественностью для согласования образовательных потребностей Деятельностные формы: участие в образовательных проектах, образовательных событиях, совместном решении проблем Деятельностные формы: участие в образовательных проектах, образовательных событиях, совместном решении проблем Определение стратегии развития образования школы, муниципального и регионального уровней Определение стратегии развития образования школы, муниципального и регионального уровней Установление норм и правил: создание регламентирующих документов, утверждение их; Установление норм и правил: создание регламентирующих документов, утверждение их; Финансово-экономические: определение цены основной и дополнительной образовательной услуги, создание благотворительных фондов, принятие решений о финансировании образовательных программ, установлении премий, стипендий, стимулирующих доплат за качество и т.п. Финансово-экономические: определение цены основной и дополнительной образовательной услуги, создание благотворительных фондов, принятие решений о финансировании образовательных программ, установлении премий, стипендий, стимулирующих доплат за качество и т.п.
Согласование личностного и социального заказа Зависит от целей общественности, ситуации на территории, в регионе, в экономике Зависит от целей общественности, ситуации на территории, в регионе, в экономике Пересечение содержания личностного и социального заказа к результатам образования: самостоятельность учебная и социальная; способность к самооценке; Пересечение содержания личностного и социального заказа к результатам образования: самостоятельность учебная и социальная; способность к самооценке; умение общаться с разными группами людей в разных ситуациях; имение работать в группе и в команде; работать с информацией, делать обоснованный выбор; решать проблемы, используя полученные знания; - результаты ФГОС! Инициатива, самостоятельность, ответственность. умение общаться с разными группами людей в разных ситуациях; имение работать в группе и в команде; работать с информацией, делать обоснованный выбор; решать проблемы, используя полученные знания; - результаты ФГОС! Инициатива, самостоятельность, ответственность.
Как работать школе с общественным заказом? 1.На основании опыта взаимодействия с общественностью и родителями создавать программу развития вместе с УС и др. общественностью 2.Включать в программу развития представления о качестве и результатах образования на основе заказа 3.Трансформировать общественный заказ в образовательные задачи, методы и технологии работы, способы измерения, то есть в образовательные программы 4.Совершенствовать систему стимулирования за качество образовательных результатов 5.Создавать формы и нормы гоу на региональном и муниципальном уровнях (Законы, Общественные советы по образованию)