Из опыта использования информационно-коммуникативных технологий на уроках Муниципальное образовательное учреждение «Никольская основная общеобразовательная школа» Подготовил: тьютор Лукиянов В.В.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.Сухомлинский Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Какой должна быть школа, образование, учитель? Каким должно быть образование? Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий, особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. 2
Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Используя только традиционные методы обучения в школе невозможно обеспечить следующие возможности: вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем; широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран. С появлением компьютеров в нашей школе традиционные уроки стали белее зрелищными, интересными, емкими и стал больший интерес у учащихся к уроку. 3
Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно- воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий, основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение. Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий. По данным моделям икт занимаются учителя в нашей школе: выступление с опорой на мультимедиа Презентацию; компьютерное тестирование; использование электронных сборников-тренажёров; работа с электронными энциклопедиями; 4
Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно- воспитательного процесса за счёт активизации восприятия учащихся, за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей. Во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске. Большой объём информации может быть получен из интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся. Учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления. 5
Урок географии в 7 классе с применением интерактивной доски и проектора Урок биологии в 6 классе с применением интерактивной доски и проектора 6
Урок русского языка в 9 классе с применением интерактивной доски и проектора Урок по окружающему миру в начальных классах с применением интерактивной доски и проектора 7
Урок по информатике в 3 классе 8
Классный час, посвященный Великой Отечественной войне, с применением ИКТ 9
Районное методическое объединение учителей Работа психолога с учащимися тема: «Ответственность несовершеннолетних за свои поступки» 10
Наша школа единственная основная школа Усть-Ишимского района, где достаточно большая комплектация информационно- коммуникативными технологиями: 6 персональных компьютеров, 1 ноутбук (со встроенной вебкамерой), 3 нетбука (со встроенной вебкамерой), 2 планшета, вебкамера, 1 интерактивная доска, 2 проектора, 2 принтера, 1МФУ, сканер. В школе 77 учащихся, соответственно обеспеченность компьютером составляет 13% 11
Важным направлением в использовании ИКТ является Интернет – обучение школьников. В учебниках практически отсутствует информация о вкладе отечественных и зарубежных ученых в развитие науки, недостаточно материала о современных открытиях. Необходимую информацию они находят в Интернете. В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым днем, важное значение для человека приобретает умение быстро находить нужную информацию. Главной задачей школы сегодня является не передача каких-то определенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания. Сейчас многие образовательные учреждения имеют доступ к интернету и должны в полной мере использовать его в образовательном процессе. 12
Применение учащимися интернета дает следующие преимущества: 1.значительно сокращается время подготовки к урокам, за счет того, что Поиск нужной информации в интернете осуществляется гораздо быстрее, чем, например, в библиотеке; 2.повышается актуальность, получаемой информации; 3.учащиеся приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в больших объемах информации. Использование Интернета на уроке для объяснения нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний. в интернете можно найти тематические сайты по всем предметам школьного курса, задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных опытов. 13
Дистанционное обучение. В настоящее время существует большое количество электронных учебников и дистанционных курсов по различным предметам. на многих дистанционных курсах имеются следующие инструменты получения информации и общения: доска объявлений, электронная почта, электронная конференция, обмен файлами, виртуальный класс, библиотека web-сайтов. Дистанционные олимпиады, объединяющие конкурсы учащихся и обмен методическим опытом педагогов, позволяют, не нарушая основного учебного процесса, принять участие в крупномасштабных конкурсных мероприятиях, найти единомышленников из других учебных заведений. 14
Дистанционная олимпиада по биологии осень 2010 года 15
Сегодня использование ИКТ очень актуально. ИКТ – одно из средств активизации познавательной активности учащихся, стимулирует и развивает мышление, память. Использование ИКТ становится неотъемлемой частью работы современного учителя. Работая над проблемой внедрения ИКТ в образовательный процесс, можно прийти к выводу, что нет причин, препятствующих внедрению компьютера. Главное: не перегрузить машинной технологией, что может привести к утрате школьниками эмоционально – личностного отношения к природе. 16