Психологическая подготовка школьников к ГИА В помощь школьному психологу.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ « Экзамен – лат. испытанье; предложенье вопросов, для узнания степени чьих-либо сведений». В.И. Даль.
Advertisements

Психологическая подготовка к ЕГЭ: чем психолог может помочь выпускнику и родителю?
Психологическое сопровождение учащихся в период подготовки к ЕГЭ и ГИА-9 Анипченко Оксана Владимировна.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ Педагогические функции выпускного экзамена: Экзамен - это определенная форма итогового контроля знаний.
Психологическая подготовка к ЕГЭ: проблемы и перспективы Чибисова М.Ю. канд. психол.наук доцент МГППУ.
Психологическая подготовка к ЕГЭ чем психолог может помочь выпускнику ?
Психолого- педагогическое сопровождение ЕГЭ Психолого- педагогическое сопровождение ЕГЭ Н.М. Исаева, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ. ХарактеристикиТрадиционный экзаменЕдиный государственный экзамен Что оценивается?Важны не просто фактические.
Психологическое сопровождение учащихся при подготовки к сдаче итоговой аттестации Педагог-психолог МОУ «СОШ 49» МОУ «СОШ 49» Кириллова Т.В.
Психологическая подготовка к ЕГЭ: чем психолог может помочь выпускнику, педагогу, родителю? Чибисова М.Ю., канд. психол.наук, доцент МГППУ.
Психологическая подготовка к ЕГЭ: чем психолог может помочь выпускнику, педагогу, родителю?
Подготовка к ЕГЭ и ГИА: чем мы можем помочь выпускнику, педагогу, родителю? Чибисова М.Ю., канд. психол.наук, доцент МГППУ.
Педагог-психолог Шейнина О.А.. ЕГЭ – обязательный экзамен С 2009 года ЕГЭ является обязательным для всех выпускников; как и любой педагогический метод,
Психологическая подготовка к ЕГЭ: чем психолог может помочь выпускнику, педагогу, родителю? Чибисова М.Ю., канд. психол.наук, доцент МГППУ.
Психологическая подготовка к ЕГЭ профилактика стрессовых состояний.
Психологическая подготовка к ЕГЭ: чем психолог может помочь выпускнику?
Создание модели работы педагога- психолога с учащимися 9-х классов в условиях психологического сопровождения ГИА Презентацию подготовила педагог-психолог.
Психологическое сопровождение итоговой аттестации.
Психологическое сопровождение по подготовке выпускников к итоговой аттестации.
LOGO Роль классного руководителя в психологическом сопровождении ЕГЭ ( в рамках психологической подготовке к ЕГЭ всех участников образовательного процесса)
Транксрипт:

Психологическая подготовка школьников к ГИА В помощь школьному психологу

Психологическая готовность выпускника к прохождению государственной (итоговой) аттестации - это сформированность познавательных процессов, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче экзаменов. Формирование всех компонентов психологической готовности осуществляется на протяжении всего периода обучения в школе.

Модель психологической готовности к ГИА Познавательный компонент. Поведенческий компонент. Личностный компонент.

Познавательный компонент: 1.Предметные компетенции (знания по предмету в рамках образовательного стандарта). 2.Хороший уровень развития познавательных процессов(память, внимание, мышление). 3.Общеучебные навыки: самооорганизация и самоконтроль, планирование, правильное распределение времени при выполнении тестовых заданий, умение учиться и т.д.

Поведенческий компонент: Знание и понимание обучающимися особенностей проведения ГИА, знакомство с процедурой экзамена. Навык работы с тестовыми материалами.

Личностный компонент: Выявление личностных особенностей с целью определения индивидуального стиля деятельности на экзамене. Определение личностно значимых целей экзамена (обучающийся осознает, зачем он сдает экзамен). Наличие собственного адекватного мнения об экзамене. Принятие на себя ответственности за подготовку к экзамену и его результат. Адекватная самооценка – умение реалистично оценить свои знания, умения, способности. Владение способами управления своим эмоциональным состоянием (релаксация).

Трудности при прохождении ГИА Познавательные Личностные Поведенческие

Познавательные трудности: Недостаточный объем знаний. Отсутствие систематизированности знаний. Плохая переключаемость внимания, низкий уровень активности и концентрации внимания. Низкий уровень самоорганизации и самоконтроля. Неустойчивая умственная работоспособность. Низкий уровень развития мышления. Недостаточный объем памяти.

Личностные трудности Искаженные представления о процедуре прохождения ГИА. Отсутствие возможности получить поддержку взрослых. Отсутствие знаний о своих индивидуально- психологических особенностях. Отсутствие личностно-значимых целей экзамена. Несформированность профессиональных планов и видения перспектив будущего. Эмоциональная нестабильность, повышенная тревожность. Неадекватная самооценка и завышенный/заниженный уровень притязаний.

Поведенческие (процессуальные) трудности Недостаточное знакомство с процедурой и спецификой экзамена. Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Отсутствие четкой стратегии деятельности. Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.

Стратегии деятельности психолога при подготовке к ГИА: Ресурсно-ориентированная стратегия – поиск сильных сторон обучающихся и путей использования их на этапе подготовки и в процессе экзамена. Технологически-ориентированная стратегия – освоение технологии действий, обеспечивающих успешность выпускника.

Формы и методы работы психолога с детьми Групповые занятия – практикумы в рамках тренингов и курсов. Мини-лекции, методы арт- терапии, релаксационные упражнения, игровые методы (снятие эмоционального напряжения). Индивидуальные консультации с использованием психодиагностики. Формулировка рекомендаций. «Мозговой штурм», дискуссия (оценка обоснованности страхов и опасений перед сдачей ГИА).

Возможное содержание групповых занятий: Ознакомление с сущностью, процедурой и спецификой ГИА. Осознание индивидуального стиля деятельности, выработка личной стратегии подготовки к ГИА и поведения во время экзамена. Освоение простейших релаксационных техник (аутотренинг и т.д.).

Разработка индивидуальной стратегии подготовки: Анализ особенностей учебной деятельности (диагностика и самоанализ индивидуальных достижений обучающихся в учебной деятельности). Разработка адресных рекомендаций для выпускника, родителей, педагогов.

Выявление детей «группы риска»: в результате наблюдений; по итогам экспертной оценки педагогами; по итогам фронтальной плановой диагностики, проведенной на более ранних этапах, или по материалам психолого-педагогического сопровождения.

Принципы взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса по проблеме подготовки к ГИА Распределение ответственности. Определение реалистичного результата работы. Осознание и работа с необоснованными представлениями о ГИА. Формирование конструктивного восприятия данной формы экзамена.

Направления работы с педагогами: 1. Работа с личностными трудностями педагога: поиск личностных и профессиональных ресурсов. 2. Работа с методическими трудностями педагога. Ознакомление педагогов с психологической спецификой ГИА в целом и трудностями отдельных групп выпускников. Взаимодействие с психологом в разработке индивидуальной стратегии подготовки обучающегося (учитель как эксперт). Взаимодействие в поиске эффективных методов формирования психологической готовности к ГИА.

Направления работы с родителями: Обозначение распределения ответственности между родителями и школой. Формирование у родителей реалистической картины ГИА. Коррекция нереалистических ожиданий родителей от результатов ГИА детей. Снятие эмоционального напряжения родителей.

Формы работы с родителями Фронтальные: тематические родительские собрания, практикумы. Индивидуальные: консультации (в том числе совместные с выпускником).