Интеллектуальная готовность Личностная готовность Эмоционально-волевая готовность
Число «незрелых» учащихся первых классов в различных странах колеблется в диапазоне от 5% до 50%. Это объясняется различиями в паспортном возрасте детей, приступающих к систематическому обучению в разных странах. В европейских странах дети начинают обучение: в Англии – с 5 лет, в Бельгии, Дании, Швеции – с 7 лет в большинстве остальных - с 6 лет В период от 6 до 7 лет готовность организма ребенка к обучению нарастает с каждым полугодием.
Число «незрелых» детей в возрасте: 5,5 лет - составляет до 76% в 6,0 и 6,5 лет – 51% и 32% а к 7 годам – до 13%
это уровень функционального и психического развития организма, который сравним со средними возрастными характеристиками группы и, для которого поведение ребенка в социальной, познавательной и физической областях считается характерным для данного возраста Для ребенка важны каждые полгода! определяется совокупностью обменных, структурных процессов, морфологических особенностей и зависит от индивидуального темпа роста и развития организма может отставать от паспортного возраста на 1-1,5 года 6 лет 7 лет8 лет 9 лет5 лет ,56,57,58,5 Паспортный (календарный) возраст Биологический возраст:
ЛИЧНОСТНАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПРИЗНАКИ ГОТОВНОСТЬ НЕГОТОВНОСТЬ ГОТОВНОСТЬ НЕГОТОВНОСТЬ 21
Интеллектуальная готовность - это определенный уровень развития мыслительных процессов, а именно: способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости; способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости; делать выводы; делать выводы;
наличие широты представлений, в том числе образных и пространственных наличие широты представлений, в том числе образных и пространственных соответствующее речевое развитие соответствующее речевое развитие познавательная активность познавательная активность
Интеллектуальная неготовность НЕУСПЕШНОСТЬ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НИЗКИЕ ОЦЕНКИ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ: ТО, ЧТО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕБЕНОК ДЕЛАТЬ НЕ ХОЧЕТ НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПОНЯТЬ И ВЫПОЛНИТЬ ТРЕБОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ
О личностной готовности ребёнка к школе можно судить по его поведению: на групповых на групповых занятиях, когда доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце повествования;когда доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце повествования; по общению с другими детьми и взрослыми,по общению с другими детьми и взрослыми, по произвольности поведения при выполнении заданий, правил, при работе по образцу.по произвольности поведения при выполнении заданий, правил, при работе по образцу.
Признаки личностной неготовности: детей в большей степени привлекает игра; проявляя детскую непосредственность, дети на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга; включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя; нарушают дисциплину, имеют завышенную самооценку, обижаются на замечания учителя.
Иметь достаточный запас слов Уметь строить распространенные предложения Иметь достаточный уровень произвольного внимания Иметь соответствующий возрасту уровень физического развития Иметь развитую тонкую моторику пальцев рук Иметь развитую образную память Уметь сосредоточиться на одном предмете, одном задании
Возможные причины трудностей в обучении : Недостаточная сформированность двигательной и зрительно-моторной координации недостаточная зрелость коры головного мозга трудности вербально- логического мышления Неразвитость слухового восприятия Неразвитость зрительного восприятия ЗРР, Несформированность звуко-буквенного анализа и синтеза, артикуляции Неразвитость зрительной памяти Несформированность пространственного восприятия