Когнитивные технологии XXI века Кубасова Татьяна Викторовна
Термин «когнитивный» (от латинского слова cognitio – знание, познание) означает «познавательный», «имеющий отношение к познанию»
Когнитивная образовательная технология является общепедагогической предметно независимой индивидуально ориентированной образовательной технологией, обеспечивающей понимание ребёнком окружающего мира путём формирования системы когнитивных схем, необходимых для успешной адаптации к жизни в современном информационном обществе.
Современный этап в развитии цивилизации характеризуется не только лавинообразным нарастанием объёма информации, но и стремлением ускорить процессы информационного обмена. Обладание информацией является необходимым условием для выбора адекватного актуального поведения и успешного прогнозирования будущих событий, что делает человека более успешным и создает у него чувство защищённости.
В настоящее время ведущая роль информации в жизни каждого индивида и общества в целом является неоспоримым фактом, заставившим экспертов Совета Европы придти к следующему заключению: "Особенностью современного этапа развития образования в мире является ведущая роль умственной деятельности, переход к когнитивному обществу, эндогенным процессам, предопределяющим новые открытия и их использование в различных областях человеческой деятельности как в области здравоохранения и защиты окружающей среды, так и производства товаров и услуг".. Отсюда следует, что ведущей целью современного образования должно стать формирование информационной компетентности учащихся.
Современная психология гласит: все, что делает человек, – технологично, то есть имеет цель и пошаговую стратегию ее достижения (хотя он сам может этого и не осознавать). Любая технология – это последовательность шагов, ведущих к поставленной цели. Технология должна быть точной, подробной и понятной, чтобы любой человек, пользующийся ею, мог выполнить все без проблем и отклонений и получить необходимый результат. Сегодня я предлагаю познакомиться с одним из современных подходов к мыслительной деятельности любого человека и достаточно простым инструментом, повышающим ее эффективность. Речь пойдет об
«ИНТЕЛЛЕКТ КАРТЫ» Технология мышления и запоминания информации Инструмент работы учителя ТОНИ БЬЮЗЕН
Тони Бьюзен родился в Лондоне в 1943 году. Автор и соавтор более 100 книг В 1964 году он получил двойной диплом с отличием в области психологии, английского языка, математики и общих наук в Университете Британской Колумбии Автор методики запоминания, и организации мышления «карты ума (памяти)»карты ума (памяти) (mind maps).
Организации уже выигрывающие от майнд-мэпинга
Левое полушарие Правое полушарие Операции с последовательностями Линейные представления Операции с перечнями Операции с числами анализ логика речь Пространственная ориентация Целостное восприятие Трехмерное восприятие воображение мечты ритм цвет
Адлер поезд море пляж Екатеринбург огород Детский лагерь лето
Леонардо Да Винчи Джеймс Джойс Томас Эдисон Томас Эдисон
1. Чем больше лист тем лучше. Минимум A4. Расположить горизонтально. 2.В центре расположить образ всей проблемы/задачи/области знания. 3. От центра исходят толстые основные ветви с подписями они означают главные разделы карты 4. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви 5. Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие 6.Использовать желательно печатные буквы 7. Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки 8.Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании карт Как рисовать карты
Главный принцип составления карт Расслабление и доверие своему мозгу Творите и не бойтесь экспериментировать с цветами, рисунками, юмором и даже абсурдом…
Достоинства карт памяти 1. Дают быстрый и полный обзор большой темы 2..Собирают и представляют большое количество разнообразных данных на одном листе, демонстрируя связи и расстояния 3..Стимулируют воображение и решение проблем посредством разработки новых путей 4. Являются превосходным инструментом для раздумывания и запоминания 5. Экономят время 6. Раскрепощают мышление 7. Повышают продуктивность
Применение Mind Maps. 1.. представление любой учебной темы 2. подготовка к экзаменам 3. составление плана сочинения или эссе 4. обучение грамматике 5. составление плана занятия 6. структурирование учебного пособия 7. планирование завтрашнего дня
peach lime pear pineapple orange apple banana fruit figs
Фрукт. Какие у меня ассоциации со словом "фрукт"? Яблоко – это фрукт. Яблоки есть полезно – они укрепляют здоровье, тогда не болеешь и не надо ходить к доктору. Пирог с яблоками вкусный получается. А еще Ева дала яблоко Адаму… Апельсин – тоже фрукт. Он относится к цитрусовым. В нем много витаминов, особенно витамина «С», а его много надо, когда простудишься. А еще из апельсина вкусный сок получается. Банан – фрукт. Спелый банан имеет желтый цвет и в нем много кальция. Самые вкусные бананы я ел, когда отдыхал на Карибском море. Ананас – типичный тропический фрукт. Долькой ананаса часто украшают коктейли. А вот неочищенный он – колючий. Вишня – тоже фрукт! Только в вишнях есть косточки. Вишня растет в садах. Во время цветения на вишневых деревьях появляются красивые цветы.»
Что из этого текста Вы смогли запомнить? и просто ли Вам его воспроизвести? А теперь посмотрите на интеллект карту, которая содержит ту же информацию, но в более естественном для Вашего мозга виде Сравните свои ощущения от обычного текстового описания и от интеллект карты. В чем легче разобраться и что проще запомнить? И с чем Вам приятнее и удобнее работать?
Интеллект карты досто инства Как рисовать проблема Что такое интеллект карты применение Составление плана Обучение лексике Подготовка к экзаменам
TIMES SIMPLE past present future PERFECT present past future PROGRESSIVE present past future V, Ves V Ves Ved IIF Will V
past Simple past Past progressive Present perfect progressive Past perfect Used to
периодизация Основные военные операции Организация тыла причины полководцы
Наши предложения Игра в стиле action Флэшмобы Межшкольный клуб «Кино» Занятия в школе Организация внеурочной деятельности Проблемно-ценностное общение Игровая деятельность Досуговое общение Социальное творчество Познавательная деятельность
я Здоровый человек бизнес подруга жена Классный руководитель учитель дочь мама христианка
Mind maps достоинства Как рисовать применение проблема Интеллект- карта ? обучение проекты планирование Данные на одном листе Экономят время полный обзор темы Мышление ассоциативно кружочек Стрелки-ветки Подписи-надписи Пестро, ярко, ветвисто, красиво Диаграмма вокруг ключевого слова
Среднестатистический человек обдумывает в день мыслей. 95% этих мыслей – те же самые, что были вчера. С помощью интеллект карт вы сможете существенно изменить это процентное соотношение в свою пользу. Дипак Чопра – американский психолог