Клетка – единица структуры и функций живых организмов. 30 часов-1час в нед. в течение года.
Цели курса: Поддержать интерес учащихся к биологии. Определить готовность учащихся осваивать знания о клетке на повышенном уровне. Создать условия для подготовки к экзаменам по биологии – предмету будущего профилирования. Предоставить ученику возможность подготовиться к поступлению на биологический профиль.
Задачи: Углубление знаний об особенностях строения, значения, функций клеток бактерий, грибов, растений и животных, о неклеточных формах жизни, о роли бактериальных клеток в природе и жизни человека; формирование практических умений и специальных навыков в изучении и сравнении различных видов клеток. Углубление знаний о способах выполнения экспериментов, практических и лабораторных работ. Формирование навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии.
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны: Характеризовать особенности строения, значения, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных. Характеризовать роль клеточной теории в обосновании единства органического мира. Сравнивать клетки между собой. Приобрести опыт поиска информации по заданной теме, составления реферата и устного доклада по составленному реферату, навыки проведения лабораторных работ.
Приёмы и методы работы: Выполнение лабораторных работ по клетке; Самостоятельные приготовления микропрепаратов растительной клетки; Составление таблиц «Основные этапы развития цитологии», «Значение бактерий»; Устные сообщения учащихся с последующей дискуссией; встречи с мед. работниками.
Приёмы и методы работы Составление карточек («Химический состав клетки», «Организация клетки»); Составление сравнительных плакатов (например: «Прокариотическая и эукариотическая клетка», «Сравнение растительной и животной клетки»); Составление модели – аппликации «Клетка».
Учащиеся могут выбрать: Объект изучения (какую клетку они могут изучать или все клетки); Вид отчётных работ; Различные источники информации.
Критерии оценки знаний учащихся : ученик получает «зачёт» при условии: выполнение не менее 4 обязательных работ, представленных в определённый срок, с соблюдением стандартных требований к их оформлению по типам клеточной организации. Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:
Критерии оценки знаний учащихся : инициативно и качественно выполненное задание помимо обязательных; использование Интернет –технологий; инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за её пределами (конкурс, смотр, публикация и т.п.)
Форма итоговой отчётности Конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся по клеткам эукариот, прокариот, вирусам.
Зачем? Специальности «биологического профиля»: -Фитодизайнер; - повар; - парикмахер; - косметолог; - лаборант-эколог; - аппаратчик химического производства со знанием основ промышленной экологии; - техник-технолог по охране окружающей среды; - эколог; - агроном – агроэколог; - инженер –технолог по лазерным технологиям и экологическому приборостроению;
Специальности «биологического профиля»: -инженер по защите окружающей среды в строительстве, промышленности, энергетике, водном хозяйстве; - специалисты по радиационной безопасности окружающей среды и человека; - юристы –экологи; -садовники, мастера растениеводства (цветовод – декоратор, цветовод –овощевод); -техник лесного и лесопаркового хозяйства, инженер лесного и лесопаркового хозяйства; - инженер –архитектор ландшафтного строительства.